Мистицизм в живописи: характерные особенности
Мистицизм в живописи не является отдельным стилем. Скорее, это метод постижения реальности и трансформации впечатлений в художественную плоскость. Поэтому мистицизм можно обнаружить и в русских иконах, и в европейских картинах, и в живописных произведениях мастеров Востока. Тем не менее, есть ряд объединяющих стилистических моментов, характерных для такого рода работ:
- художник подразумевает наличие за пределами привычной реальности некого иного мира («горнего», потустороннего и т. д.);
- происходит столкновение с этим миром или героя произведения, или самого мастера (а через него — и зрителя);
- картину наполняет атмосфера тайны, нередко встречаются символы-загадки;
- как правило, звучит некий духовный посыл.
Точного определения для мистицизма в искусстве не существует, поэтому его часто отождествляют с мистикой. Это не совсем верно, так как мистика в живописи — это тематика. Мистицизм же — скорее творческий подход, зачастую отражающий философское или религиозное мировоззрение автора.
Мистицизм в творчестве известных художников
Мистицизм может проявляться на картинах по-разному: иногда с трансцендентным, запредельным, таинственным сталкивается герой, иногда автор непосредственно изображает своё видение «незримого» мира, божественной сущности, абсолюта. Приведём самые характерные примеры.
Трансцендентность образов и символов — неотъемлемая часть иконописной традиции. Даже золотой фон икон — это не просто дань красоте и выразительности, а символ божественного света. Тесная связь образов с духовными исканиями автора характерна для творчества великих иконописцев:
- Андрея Рублёва;
- Феофана Грека;
- Дионисия.
Противоположное измерение мистицизма — инфернальное — увидим в загадочных картинах гения Северного Возрождения нидерландца Иеронима Босха (Jheronimus Bosch). Они наполнены множеством символов, над значением которых до сих пор ведут споры искусствоведы. Продолжаются дискуссии и относительно того, к какому религиозному или философскому течению склонялся художник. В его шедеврах находят символы из алхимических и мистических трактатов, а инфернальные образы, по словам поэта Доминика Лампсония (Dominicus Lampsonius), изображают «недра Ада».
Аналогичные мотивы характерны и для творчества Питера Брейгеля Старшего (Pieter Bruegel de Oude). Например, инфернальные символы и образы наполняют «Безумную Грету» (1562). Героиня картины — аллегория жадности, штурмующей ад.
Религиозно-мистические мотивы наблюдаются в целом ряде картин эпох Маньеризма и Барокко. В этот период в религиозной сфере усилились позиции католицизма, а в художественной наметился интерес к сильным драматическим темам и эффектам. Сочетание этих тенденций привело к появлению галереи героев, пребывающих в состоянии религиозной экзальтации — например, в момент явления им видений. Яркие примеры таких работ — картины «Святой Франциск» (1587-1597; см. первую иллюстрацию к статье) и «Снятие пятой печати» (она же «Видение Апокалипсиса»; 1608-1614) испанского живописца Эль Греко (El Greco).
Интерес к мистическому был высок и в эпоху Романтизма, когда художников вдохновляло всё таинственное и удивительное. На этой почве расцвело мистико-символическое творчество Уильяма Блейка (William Blake).
Символисты тоже проявляли интерес к тайнам мира, к запредельному и неизведанному. Выдающейся фигурой мистического символизма был Гюстав Моро (Gustave Moreau).
Никак нельзя забыть и русских космистов во главе с Николаем Константиновичем Рерихом. Это, пожалуй, единственный живописный стиль, где у всех его представителей мистицизм стал неотъемлемой частью творчества.
Мистические элементы искусствоведы находят и в работах сюрреалистов. И неудивительно, ведь представители этого стиля в своих произведениях словно открывают порталы в иные миры.