Кете Кольвиц на протяжении многих лет вела активную антивоенную деятельность, но никогда не принадлежала ни к одной политической партии. За свои убеждения она неоднократно подвергалась репрессиям со стороны властей, а после прихода Гитлера к власти в 1933 году работы художницы были полностью изъяты из музеев по причине полного несоответствия принципам официальной идеологии Третьего Рейха.
Биография Кете Кольвиц
Кете Кольвиц (в девичестве — Шмидт) появилась на свет 8 июля 1867 года в Кёнигсберге в семье строителя и с раннего детства очень любила рисовать. Родители благосклонно относились к увлечению дочери и в 14 лет отдали ее на обучение к местному живописцу Рудольфу Мауэру (Rudolf Mauer).
В 1885 году девушка поступила в Дамскую академию при берлинской Ассоциации женщин-художников, затем продолжила учебу в Кёнигсбергской, а позже в Мюнхенской высшей школе искусств. Еще будучи студенткой, она увлеклась графикой, создала свои первые гравюры и познакомилась с врачом по имени Карл Кольвиц. Молодые люди страстно полюбили друг друга и в 1891 года Кете вышла замуж за своего избранника, сменив девичью фамилию. Брак оказался счастливым, Кольвицы прожили в согласии почти пятьдесят лет, у них родилось двое сыновей. Вскоре после свадьбы супруги переехали в Берлин и поселились на окраине столицы Германской империи. Карл устроился на работу в больницу для бедняков, а Кете увлеченно занялась созданием гравюр на острую социальную тематику.
Широкую известность молодая художница приобрела уже в 1898 году, после того как её серия офортов под названием «Восстание ткачей» была представлена публике на Берлинской выставке. Тогда же Кете предложили возглавить мастер-класс по графике в Дамской академии, и она согласилась. Преподавательской работе Кольвиц посвятила более 30 лет и воспитала немало талантливых учеников.
Свою первую скульптуру художница создала в 1910 году, но международное признание ей все же принесли графические работы. Созданный в 1902-1908 годах цикл гравюр «Крестьянская война» был тепло воспринят в европейской художественной среде и принес ей главную премию Villa Romana Prize, учрежденную Максом Клингером (Max Klinger). Кете Кольвиц стала первой представительницей прекрасного пола, удостоенной этой престижной награды, тогда же её избрали действительным членом Немецкой ассоциации художников и Берлинского сецессиона.
Счастливая жизнь гениальной женщины навсегда изменилась в 1914 году. Два её сына ушли добровольцами на фронт, а младший из них (Петер) погиб в первом же сражении в возрасте 18 лет. Эта страшная трагедия послужила причиной затяжной творческой депрессии художницы, она люто возненавидела вйну и до конца жизни оставалась яростной пацифисткой.
До середины 1930-х годов карьера Кольвиц успешно продолжала развиваться. В политической сфере Кете симпатизировала социалистам и открыто выступала против прихода к власти фашистов. Постепенно она приобрела огромный авторитет в немецкой художественной среде, а финансовое состояние её семьи заметно улучшилось.
Но после победы Гитлера на выборах в Бундестаг в 1933 году ситуация в стране начала стремительно меняться. Нацисты вынудили художницу уйти в отставку с должности профессора Берлинской академии, а её работы оказались под негласным запретом. Влиятельные зарубежные друзья уговаривали Кольвиц уехать из Германии, однако она решила остаться в родной стране.
В 1940 году Кете похоронила любимого мужа, а спустя ещё три года по приглашению герцога Саксонии Эрнста Генриха переехала на постоянное жительство из Берлина в небольшой городок Морицбург неподалеку от Дрездена. Кете Кольвиц не дожила всего 16 дней до окончания Второй мировой войны и умерла 22 апреля 1945 года в возрасте 77 лет. Её останки в наши дни покоятся на Берлинском кладбище Фридрихсфельде, в одной могиле с супругом.
Самые известные работы Кете Кольвиц
Гениальная дочь немецкого народа создала немало ярких произведений искусства за свою жизнь. Самыми известными работами Кете Кольвиц считаются:
- Цикл гравюр «Восстание ткачей» (1893-1897) — серия работ, созданная автором под впечатлением от театрального представления на тему неудавшегося восстания в Силезии в 1844 году. За этот цикл художница была номинирована на медаль Берлинской выставки, но кайзер Вильгельм II отказался вручить ей заслуженную награду.
- Цикл гравюр «Крестьянская война» (1902–1908) — серия произведений, посвящённая реальным событиям первой половины XVI столетия. Этот шедевр наглядно продемонстрировал публике ужасную жизнь немецких крестьян Средневековья, восставших против угнетения и произвола власти.
- Скульптура «Скорбящие родители» (1914–1932) — композиция из двух печальных фигур, оплакивающих смерть своего ребенка на жестокой войне. Идея создания этого произведения возникла в голове художницы ещё в 1914 году, но окончательный вариант произведения был готов только 18 лет спустя.
- Скульптура «Мать с мертвым сыном» (1937-1938) — ещё одна работа Кольвиц, посвященная памяти погибшего на войне сына и миллионов других молодых немецких солдат. Мать в глубокой скорби обнимает свое умершее дитя и переживает величайшую трагедию своей жизни.
Кете Кольвиц по праву принадлежит к числу величайших немецких женщин-художниц всех времен. Она оставила яркий след в истории мирового изобразительного искусства и посвятила значительную часть своей жизни антивоенной борьбе.