Мучение, Демон-любовник и другие главные кинофильмы движения «новый французский экстремизм»
0
0
603
просмотров
Дискуссии о фильмах «нового французского экстремизма» появились вместе с возникновением самого термина, а придумал его критик Джеймс Квандт. Он использовал его как довольно уничижительное определение для ряда французских трансгрессивных фильмов начала XXI века, обсуждая, стоит ли их отнести к отдельному жанру.

В фильмах этого движения вырисовываются общие черты, которые по-разному смешиваются и акцентируются в зависимости от видения каждого режиссёра. Им свойственны такие повторяющиеся темы, как насилие в повседневной жизни; последствия секса или их отсутствие; социальный декаданс; психотическая борьба с внутренними побуждениями; созидание (или разрушение) личности и проблеск политической критики.

Что касается вопроса, зачем смотреть кино, богатое крайностями и извращениями, то можно найти как минимум две причины: в них часто можно рассчитывать на экспериментальные методы съёмок, и они всегда несут уникальные впечатления (хотя и слишком жёсткие для чувствительных зрителей). Стоит заметить, что экстремальные приёмы в таком кино используют не ради самих странностей и крайностей, а как способ донесения определённого послания.

Фильмы «нового французского экстремизма» из этого списка отобраны в связи с тем, что считаются важными в своём жанре. Некоторые даже имели решающее значение в его развитии.

Мученицы / Martyrs (2008, Паскаль Ложье)

Мученицы / Martyrs (2008, Паскаль Ложье)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,4; IMDb – 7,1

Главный персонаж – девушка по имени Люси, получившая психологическую травму в детстве, когда её похитили. Через год после исчезновения её нашли со следами побоев, но причина похищения осталась загадкой. Люси преследуют кошмары, единственной её подругой становится девушка по имени Анна. Чтобы избавиться от галлюцинаций, она хочет найти своих похитителей и отомстить. Вооружённая дробовиком и убеждённая, что нашла тех, кого искала, Люси стучит в дверь. Но спираль жестокости и безумия только раскручивается и новой жертвой становится Анна, которую подвергает пыткам секретное общество, одержимое раскрытием тайны загробной жизни.

Месть нерождённому / A l'interieur (2007, Александр Бустильо, Жюльен Мори)

Месть нерождённому / A l'interieur (2007, Александр Бустильо, Жюльен Мори)

Рейтинг на Кинопоиске – 5,7; IMDb – 6,9

Александр Бустильо и Жюльен Мори выдержали киноленту в «лучших» кровавых традициях жанра. В результате фильм вошёл в списки лучших ужасов, а также самых смелых, жестоких и безжалостных французских фильмов.

Женщина, одетая во всё чёрное, вторгается в дом к беременной героине (конечно, в белом), которая в недавней автокатастрофе потеряла мужа. Сцены жестокости в кровавых деталях, крупный план нерождённого младенца внутри материнской утробы, колюще-режущие удары – всё это увенчается шокирующим финалом.

Граница / Frontière(s) (2007, Ксавье Жанс)

Граница / Frontière(s) (2007, Ксавье Жанс)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,2; IMDb – 6,3

Немного напоминает «Техасскую резню бензопилой», но в целом сюжет оригинальный и динамичный. История начинается с политических беспорядков на улицах Парижа, но далее действие раскручивается с динамикой и напряжением, которые не дают оторваться от экрана. Четыре героя, которые планировали скрыться на время в глуши, набредут на заброшенную фабрику, в которой обитает настоящий ужас. Вот где находится самый кошмарный подвал в мире.

Шайтан / Sheitan (2006, Ким Шапирон)

Шайтан / Sheitan (2006, Ким Шапирон)

Рейтинг на Кинопоиске – 5,3; IMDb – 5,7

Интересное смешение кровавого и сатанинского кино с неприхотливым названием, цель которого – развлечь зрителя извращённым, но эффектным старым добрым ужасом. Сюжетная линия следует за группой незадачливых молодых парней, которые принимают приглашение встреченной в баре кокетливой красотки, и едут с ней в загородный дом, чтобы развлечься. Странности не заставят себя долго ждать. Особого упоминания заслуживает безумная игра Винсана Касселя.

Мучение / Calvaire (2004, Фабрис Дю Вельц)

Мучение / Calvaire (2004, Фабрис Дю Вельц)

Рейтинг на Кинопоиске – 5,9; IMDb – 6,2

Гастролирующий певец Марк, направляясь на очередной концерт, застревает в лесисто-болотистой глуши, где у него ломается автомобиль. Сначала сюжет напоминает классический триллер, но разворачивается с извращениями и, как следует из названия, с муками. Марк останавливается в захудалой ночлежке у дружелюбного старика, которого, покинула жена, как оказалось, тоже певица. Это совпадение заставило постояльца страдать от неожиданных пыток и издевательств, в которых хозяину ночлежки помогала вся деревня. Так фильм принял оборот коллективного безумия и невменяемости. Эпизод танцев в баре тянет на культовость. А самое ужасающее в этой истории то, что она могла произойти с кем угодно.

Моя мать / Ma mère (2004, Кристоф Оноре)

Моя мать / Ma mère (2004, Кристоф Оноре)

Рейтинг на Кинопоиске – 5,7; IMDb – 5,1

Фильм основан на одноимённом романе, который мог придумать и написать только Жорж Батай. Это одна из самых трансгрессивных и нарушающих табу кинокартин «нового французского экстремизма», которую многим трудно смотреть.

Это история подростка Пьера (Луи Гаррель), который вскоре после смерти отца узнаёт, кто его мать (Изабель Юппер) на самом деле. Из-за порнографических элементов критики назвали «Мою мать» «отвратительно прекрасной», но шквал отрицательных отзывов лишь подогревает зрительский интерес.

В моей коже / Dans ma peau (2002, Марина де Ван)

В моей коже / Dans ma peau (2002, Марина де Ван)

Рейтинг на Кинопоиске – 5,6; IMDb – 6,3

Нет необходимости показывать разлагающиеся тела, чтобы говорить о самоотчуждении и сверхстимуляции в дегуманизированном и сверхконкурентном мире. Это хорошо известно Марине де Ван. Она сама написала сценарий, срежиссировала и исполнила главную роль в своём первом полнометражном фильме. В социальной плоскости её героиня Эстер – обычная буржуазная француженка с хорошей работой, парнем и активной общественной жизнью. Но однажды она случайно порезала ногу в саду и не сразу обратилась к врачу. В шутку хирург говорит ей: «Вы уверены, что это ваша нога?». Эта фраза словно подстрекает Эстер к обострённому восприятию своего тела. Кажется, она разбирает себя в буквальном смысле, и драма обретает черты боди-хоррора.

Демон-любовник / Demonlover (2002, Оливье Ассаяс)

Демон-любовник / Demonlover (2002, Оливье Ассаяс)

Рейтинг на Кинопоиске – 5,8; IMDb – 5,8

Этот фильм с элементами социальной критики не привлёк должного внимания при выходе на экран, но со временем обрёл культовый статус. Ассаяс смешал нуар, триллер и элементы порно, создавая тревожную аллегорию растущей нечувствительности общества к насилию в глобализованном мире. История следует за Дианой, амбициозной и расчётливой бизнес-леди, которая оказывается между двумя конкурирующими корпорациями, борющимися за права на распространение японской 3D порнографии. В мире, где все кем-то притворяются, начинает проступать грязная подноготная компаний, а Диана понимает, что бежать уже слишком поздно.

Необратимость / Irréversible (2002, Гаспар Ноэ)

Необратимость / Irréversible (2002, Гаспар Ноэ)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,1; IMDb – 7,4

Французский режиссёр Гаспар Ноэ владеет крайней формой кинематографической выразительности. Его фильмы предназначены для аудитории 21-го века, ищущей полномасштабных впечатлений. Сюжет разворачивается в обратном хронологическом порядке, поэтому зритель сначала видит результаты событий, а затем их причину. Например, один человек огнетушителем проламывает голову другого, а позже выясняется, по какой причине он это сделал. И в этой драме зрителей ждёт одна из самых длинных и жестоких сцен изнасилования, жертвой которого становится героиня Моники Беллуччи.

«Необратимость» – радикальный эксперимент в экстремальном кино, который для многих зрителей слишком силён. Этот фильм вызывает много серьёзных обсуждений о связи кино с насилием.

Что ни день, то неприятности / Trouble Every Day (2001, Клер Дени)

Что ни день, то неприятности / Trouble Every Day (2001, Клер Дени)

Рейтинг на Кинопоиске – 5,7; IMDb – 6

Сценаристка и режиссёр Клер Дени наполнила свой фильм чрезвычайной чувственностью и одновременно ультра насилием, предложив своеобразную интерпретацию вампирского кино. Фильм явно, хотя и аллегорически, затрагивает ежедневные трудности брака: недоверие, невыразимые побуждения и недостаток общения – постоянные темы этой истории.

Доктор Шейн Браун (Винсент Галло) и Джун (Триша Весси) – молодожёны, отправившиеся в Париж на медовый месяц. Когда Шейн уходит на несколько часов под предлогом встречи с клиентами, становится понятно, что во Францию он приехал со скрытыми мотивами.

Трахни меня / Baise-moi (2000, Виржини Депант, Корали Чинь Тхи)

Трахни меня / Baise-moi (2000, Виржини Депант, Корали Чинь Тхи)

Рейтинг на Кинопоиске – 4,8; IMDb – 4,5

«Трахни меня» – спорный фильм, запрещённый во многих странах из-за обилия сцен несимулированного секса, и в то же время это одна из ключевых картин «нового французского экстремизма». В центре повествования Надин и Ману, две девушки, оказавшиеся на французском дне. Главные героини, столкнувшиеся с жестоким насилием, сами становятся на путь разрушения, нарушая любые нормы и убивая людей.

Полемический и нигилистический фильм, о просмотре которого можно пожалеть. Но он вызывает сочувствие, а это одно из главных стремлений в фильмах этого направления.

Интим / Intimité (2000, Патрис Шеро)

Интим / Intimité (2000, Патрис Шеро)

Рейтинг на Кинопоиске – 5,9; IMDb – 6,2

«Интим» – один из самых консервативных, но полемических фильмов «нового французского экстремизма». Его очарование заключается в особом взгляде на надежду, проблеск которой мелькает, а также в характере развития проблемы, поскольку фильм, кажется, ищет все возможные первопричины, чтобы присоединиться к рассуждениям о сексуальном безличии, словно хочет этого, но не получает.

Главный персонаж – депрессивный лондонский бармен Джей, теряющий интерес к отношениям и к самой жизни. Для занятий сексом раз в неделю к нему приходит женщина, о которой он ничего не знает. Однажды она пропускает встречу и с этого момента Джей пытается узнать о ней больше.

На Берлинском кинофестивале «Интим» завоевал «Золотого медведя» и «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль, а также премию «Голубой ангел» за лучший европейский фильм.

Человечность / L' Humanite (1999, Бруно Дюмон)

Человечность / L' Humanite (1999, Бруно Дюмон)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,8; IMDb – 6,9

Сюжет рисует историю жизни Фараона де Винтера (Эммануэль Шотте), апатичного полицейского, расследующего изнасилование и убийство маленькой девочки. Преступление становится второстепенным элементом фильма, поскольку на передний план выступает потребность режиссёра показать состояние вещей вокруг аутичного мира де Винтера. Но это не означает, что зрителю не раскроют имя убийцы.

С персонажем много сложностей. Он потерянный, тихий, чрезвычайно пассивный, совершенный чужак в социальном мире, но увлечённый садовод-огородник. «Человечность» одна из самых блестящих работ Дюмона, хотя она и может утомить медлительностью. Фильм получил гран-при на Каннском кинофестивале, а также призы за лучшую мужскую и лучшую женскую роль.

Криминальные любовники / Les Amants criminels (1999, Франсуа Озон)

Криминальные любовники / Les Amants criminels (1999, Франсуа Озон)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,8; IMDb – 6,6

История, похожая на «Гензель и Гретель», только закрученная на сексуальной почве и насилии, которое преподносится с чёрным юмором, игривостью и радостью, что совсем не часто связывают с «новым французским экстремизмом».

Сюжет следует за истерическими отношениями двух подростков – Алисы (Наташа Ренье) и Люка (Жереми Ренье), которые убивают одного из одноклассников девушки и отправляются в лес, чтобы избавиться от тела, но становятся непрошеными гостями, а затем и пленниками странного лесника. За преступлением следует и наказание, так что без морализма история не обошлась.

Один против всех / Seul contre tous (1998, Гаспар Ноэ)

Один против всех / Seul contre tous (1998, Гаспар Ноэ)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,7; IMDb – 7,5

Возможно, самый известный фильм «нового французского экстремизма». Даже нигилистический тяжеловес Гаспара Ноэ «Вход в пустоту» (2009) со всей своей психоделической визуальной притягательностью не смог превзойти выпущенных на экран демонов в драме «Один против всех». По большому счёту шарм фильма в его простоте, отчасти присущей «Входу в пустоту» и недостающей «Необратимости» (2002).

За основу фильма Ноэ взял собственную короткометражку «Падаль» (Carne, 1991). Это история о мяснике и его психотической борьбе, его унижении и выживании, его столкновении с обыденной грубостью общества в попытке воссоединиться со своей дочерью.

Здесь всё идеально, по крайней мере, в соответствии со свойственными режиссёру взглядами: сама история, ход фильма, срыв главного героя, визуальная нагрузка, музыка и, конечно, заключительные минуты, в которых Ноэ цинично смеётся над ожиданиями искупления.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится