Красители, которые использовались в тканях, могли иметь в своём составе ядовитый мышьяк, а так называемый гигантский кринолин легко воспламенялся от любой искры. И даже если одежда сама по себе не представляла опасности для здоровья и жизни, многие из странных вещей из прошлого мешали передвигаться и чувствовать себя по-настоящему комфортно. К примеру, те, кто носил блио, не могли толком двигать руками. Так же, как и люди, предпочитавшие пулены, фактически не могли нормально передвигаться. Как и широкие панье, что носили женщины, не позволяли им протиснуться в узкий дверной проём. В любом случае, вне зависимости от того, были ли эти идеи ненормальными или чисто глупыми, мы можем сказать им спасибо за то, что они есть, и что вдохновили нас на создание этой статьи.
1. Гульфик
В течение XV-XVI веков мужчины начали больше обращать внимания на защиту своего естественного, физического достоинства при помощи так называемых доспехов, что обрели название «гульфик». Он частенько делался из вышитой ткани, мягкой на ощупь, а иногда даже из цельного куска металла. Гульфик удерживался на месте при помощи тесемок, пуговиц и лент, и должен был вызывать похвалу и восхищение. Само же название этой детали одежды отдавало лёгкой похабщиной, поскольку «гульфик» на самом деле был сленговым словом, которое использовалось для определения мошонки.
Французский философ Мишель де Монтень, впрочем, был одним из главных критиков такого предмета одежды. В конце 1580-х годов он описал гульфик как «неясное и бесполезное устройство, которое даже не имеет приличного названия, и которое люди почему-то любят носить на публику». Гульфики в конечном итоге перестали быть необходимыми, ведь в моду вскоре вошли бриджи и длинные дублеты, скрывающие паховую зону и быстро завоевавшие популярность среди масс.
2. Биндер или утяжка для груди
В ревущие 20-е можно было наблюдать, как мальчишеская худая фигура набирает безумной популярности, и нижнее белье с эффектом утягивания начало развиваться, поскольку обожаемый всеми тип фигуры «песочные часы» канул в Лету. Основная цель каждого предмета нижнего белья состояла в том, чтобы грудь и торс в целом выглядели сплюснутыми, так, чтобы платья-чехлы не подчёркивали формы, а свисали прямо.
Это привело к тому, что создатели корсетов R. & WH Symington изобрели новый тип одежды, который был известен как «Symington Side Lacer», и предназначался для утяжки груди. Женщина могла легко надеть этот предмет одежды через голову, а затем затянуть боковые шнурки и проверить ремни, убедившись, что изгибы её фигуры сглажены. Другие производители женской одежды также воспользовались новой модой и предложили свои новинки. Например, резиновый бюстгальтер «Miracle Reducing Rubber» был изготовлен без использования костяшек и шнуровок, в то время как популярный тогда «Bramley Corsele» представлял собой гибрид бюстгальтера и корсета, что можно было надеть под любой тип платья.
3. Корсеты
Женщины со всего земного шара используют корсеты и их вариации, начиная уже с V века. Корсеты первоначально создавались из жесткой ткани, а затем постепенно стали напоминать платье, похожее на клетку, созданное из китового уса, стали или натурального дерева. Первые корсеты были настолько узкими, что даже умудрялись смещать органы внутри тела, и в конечном итоге вызывали проблемы со здоровьем, такие как запоры, расстройства желудка, но никогда не приводили к трагическому исходу.
На самом деле, эксперты современности сходятся во мнении, что людей дезинформировали касательно этого типа одежды.
Валери Стилл, директор музея Технологического института моды, утверждает, что современные люди считают, будто корсеты смертельны и вызывали всевозможные проблемы, такие как рак и даже сколиоз, что не является правдой. На самом деле, болезни, которые изначально приписывали этим узким вещицам, являлись результатом других действий и причин. Однако это не значит, что корсеты не могли вызывать другие, хоть и незначительные проблемы со здоровьем.
4. Бомбаст
В конце XVI века огромной популярностью пользовалась набивка для одежды, что носила яркое название «бомбаст», и которую использовали как мужчины, так и женщины. Наиболее часто используемым материалом для такой набивки был хлопок, шерсть, реже – самые натуральные опилки, что позволяли добавить объёма некоторой части одежды, к примеру, рукавам. Мужчины частенько использовали бомбаст и набивали им свои дублеты, создавая впечатление, будто они обладали полным животом, или же использовали набивку для своих икр, чтобы выглядеть храбрее.
5. Блио
В XII веке мужчины и женщины из Европы начали носить нарядную одежду, рукава которой достигали пола. Название этой одежды, которое часто обозначается как «bliaut» или «bliaud», является словом, что имеет древне-французское или же германское происхождение, и фактически является корнем и прародителем современного слова «блузка». Блио был чрезвычайно популярен из-за своих длинных рукавов, которые производили неизгладимое, часто драматическое впечатление на других, но в то же время они существенно ограничивали движения. Блио обычно шился из шерсти или шёлка, а иногда они отшивались даже из любимых тканей аристократов. Точное происхождение блио неизвестно, но большинство современных историков сходятся на мысли, что эта одежда попала на земли Европы во времена крестовых походов.
6. Турнюр
В 1870-х годах викторианской эпохи невероятной популярностью пользовался так называемый «греческий изгиб». Первая версия этой модной тенденции заключалась в том, что к задней части женского платья добавляли и дошивали лишнюю ткань. Постепенно появлялись всё новые и новые вариации такой одежды: юбки частенько дополняли мягкими подушками, которые были наполнены соломой и опилками. Дамы, которые решались носить такие платья, в конечном итоге могли похвастаться сладострастной фигурой с очень большой задней частью.
На самом деле, турнюр всегда подвергался насмешкам. В 1868 году молодая девушка по имени Лора Редден Сиринг, известная под псевдонимом Говард Глиндон, написала о том, как молодые девушки и женщины переживали боль и насмешки, просто чтобы следовать модным тенденциям, идущим от богатого сословия. Она говорила об этой модной тенденции как о чём-то, что требовало от женщин поистине «спартанского мужества».
7. Блумерский костюм
Амелия Блум, сторонник идеи умеренности и редактор газет 1850-х годов, стала родоначальницей модной тенденции, что побуждала женщин носить меньше стягивающей одежды, делая упор на более практичные вещи. Её газета «Лилия» была тем местом, где она вместе с активисткой и популярной писательницей Элизабет Смитт Миллер начала продвигать так называемый «костюм-блумер». Он состоял из брюк, которые носили под юбкой до колен, и жилета. Этот костюм приобрёл безумную популярность среди женщин, а также среди активистов и сторонников идеи умеренности в одежде.
Тем не менее, женщины, которые осмеливались носить блумерский костюм, подвергались преследованиям со стороны людей, поскольку подобная одежда считалась скандальной и богохульской по стандартам общества того времени. На самом деле, было написано много материалов о том, как блумерский костюм раскрыл женские тайны, показав миру слишком многое. Пресса и общество высмеивали такой предмет одежды до тех пор, пока он, наконец, не вышел из моды, но не раньше, чем успел оставить там свой след.
8. Муслиновые платья
Такое платье считалось весьма рискованным, поскольку было почти что прозрачным. И стало оно популярным благодаря Марии Антуанетте, последней королеве Франции. Это время представляло собой расцвет новой эры, когда женщины начинали чувствовать себя более раскованно и свободно, комфортно ощущая себя в одеждах, что демонстрировали кожу на французском дворе. Однако муслин не подходил для зимы, так как он был чрезвычайно тонким и обеспечивал практически нулевой уровень согрева. Ходили слухи, что многие женщины прибегали к хитростям, специально проливая на себя воду или духи, чтобы ещё больше оголить и показать своё тело, что, конечно же, негативно сказывались на их здоровье из-за климатических условий. Муслиновое платье, если верить многочисленным историкам, фактически привело к почти что восемнадцати сотням вспышек гриппа в Париже, и унесло жизни многих женщин из-за так называемой «болезни муслина».