Ольга Сурикова и Пётр Кончаловский
Петр и Ольга познакомились, когда подающему надежды юноше едва исполнилось 16 лет. Он брал уроки рисования у знаменитого живописца Василия Сурикова и был вхож в его дом. Но до настоящей любви было далеко - лишь спустя 10 лет они сошлись, чтоб никогда больше не расставаться. Пара пережила вместе революции, две войны, холод, голод и безденежье. Они не растворились в волнах эмиграции, а даже наоборот приветствовали молодую советскую республику. Однако Петр Кончаловский слыл независимым художником - он не желал работать на пропагандистские темы, он также не стал личным портретистом Иосифа Сталина.
Конечно же семья испытывала серьезные финансовые проблемы, порой даже приходилось ютиться в единственной отапливаемой комнате. Тем не менее это было дружное семейство. В 30-е годы им удалось выкупить небольшой домик близ Москвы, который впоследствии привлекал своим уютом и доброжелательной обстановкой многих известных художников и музыкантов. У Ольги и Петра появились на свет дочь Наталья и сын Михаил, и своих отпрысков родители старались воспитывать в строгости. К примеру, вместо праздных шалостей ребятишки были постоянно чем-то заняты, а в свободные минуты приветствовалось чтение книг.
Супруги же до самой старости сохранили нежное обращение друг к другу: они обращались не иначе как «Лелечка» и «Дадочка». Жена стала безоговорочным авторитетом для мужа в творчестве. По ее решению даже уже практически законченные полотна могли быть разрезаны на куски - настолько сильно Пётр Кончаловский доверял мнению супруги. Вместе они прожили долгую жизнь, и Ольга пережила мужа лишь на два года.
Вера Кетчерджи-Шаповалова и Архип Куинджи
Дочь греческого купца из Мариуполя Елевферия и молодой помощник-ретушер фотографа познакомились в 1863 году. Увидев красавицу, художник попросил разрешения писать ее портрет, и это стало началом их близких отношений. Но между влюбленными была огромная пропасть: девушка была не только из обеспеченной семьи, но и отлично образованной. Она имела диплом об окончании Керченского института благородных девиц, в совершенстве знала два иностранных языка. А вот Архип Куинджи был практически нищим. Тем не менее девушка поставила отцу ультиматум: либо ее избранник, либо постриг в монастырь.
Отец конечно же не мог смириться с таким решением, и в свою очередь поставил свое условие: он даст благословение, если жених сам заработает и предоставит ему 100 золотых рублей. За такими огромными деньгами художнику пришлось отправиться в Петербург. Три года разлуки - и он смог обрести такой капитал. Однако отец вновь отсрочил свадьбу. В итоге влюбленные поженились лишь через девять лет. К этому моменту Куинджи успел заработать своим талантом имя, пару созданных им картин приобрел меценат Павел Третьяков, заплатив полторы тысячи рублей, и строгий отец разрешил брак. Вера была скромной женой.
По воспоминаниям художника Киселёва, пара вела весьма замкнутый образ жизни, и супругу Архипа изредка могли лишь видеть его ученики да редкие соседи. Она избегала светских мероприятий, а все домашние дела предпочитала вести сама. После смерти Архип Куинджи оставил жене очень небольшую пенсию. А вот основную часть наследства завещал на благотворительные цели. Вера не возражала, и остаток своих дней провела в заботах о наследии великого живописца. Скончалась она в 1920 году, умерев от голода в холодную зиму 1920 года.
Наталья Нордман и Илья Репин
Второй брак художника был неофициальным и вызывал у знакомых массу нареканий. Впрочем, и сам Илья после первого знакомства с Натальей не кипел желанием видеться с ней вновь. Однажды в его дом пришла княгиня Тенишева, прихватив за компанию свою подругу - писательницу Наталью Нордман. Чтоб как-то скоротать время, женщина стала читать стихи любимого поэта Репина - Константина Феофанова, однако делала это с таким неподдельным сарказмом, что Илья в письме княгине затем настоятельно рекомендовал не приводить с собой «это». Но, как говорится, от ненависти до любви один шаг - и уже в 1899 году эта пара покупает земельный участок на балтийском побережье и строит усадьбу, которая получает название «Пенаты».
Наталья была сторонницей равноправия, а феминизм сделала своим кредо. Она отказалась от услуг горничной, и гостей встречали плакаты с призывами делать всё самим. Даже грязная посуда во время обеда убиралась не на кухню, а в специальные ящики стола. Как-то Наталья увлеклась вегетарианством, затем ее супруг вместе с ней вынужден был употреблять в качестве пищи отвары трав. Она готова была в лютые морозы кутаться в пальто, утепленное лишь сосновыми стружками, но ее принципы не использовать шкуры бедных убитых зверей были нерушимы.
В то же время эта неординарная женщина свободно владела шестью иностранными языками, увлекалась фотографией и скульптурой. И конечно же заботилась о покое и удобстве супруга. Отдавая должное его таланту, она систематизировала всю информацию о его работах и статьи в прессе. Наталья Нордман умерла в 1914 году в возрасте 50 лет, заболев чахоткой. Феминистка, она не захотела быть никому обузой и не стала принимать деньги на лечение ни от кого, уехав за границу.
Надежда Забела и Михаил Врубель
К моменту их знакомства оперная певица Надежда Забела была куда популярнее нового поклонника. Врубель лишь недавно переехал в Петербург и перебивался заказами на театральные декорации. Однако его обаяние и экспрессия настолько понравились девушке, что свадьба была сыграна незамедлительно. К собору, где должно было произойти венчание, стесненный в средствах жених шел пешком. Впоследствии Надежда продолжала поддерживать мужа - она заказывала ему театральные наряды, свела с «полезными» людьми.
Врубель прославился как декоратор: он много создавал для постановок опер Римского-Корсакова. К сожалению, в личной жизни у влюбленных тоже были проблемы. В 1901 году супруга родила сына с врожденным пороком - заячьей губой. Малыш прожил лишь два года, и после его смерти у художника начались проблемы с психикой. Надежда не покинула мужа, а наоборот, оставила карьеру и постаралась скрасить его жизнь. Михаил ослеп, и через 4 года скончался. Надежда прожила еще семь лет и умерла на сцене в день своего 45-летнего юбилея.
Юлия Прошинская и Борис Кустодиев
Счастливая история любви молоденькой сироты Юлии и начинающего талантливого художника внезапно оборвалась. И дело совсем не в смерти одного из трех их детей. Просто Бориса стали одолевать головные боли и тяжесть в руках. Вердикт врачей был суров: опухоль и срочная операция. Причем выбор был небогат: у художника останутся подвижными или руки, или ноги. Юлии пришлось принимать нелегкое решение самой. Понимая, насколько важно для супруга сама возможность творчества, она выхаживала Бориса, научила его двигаться на инвалидном кресле и создала мольберт оригинальной конструкции. Вместе они прожили еще пятнадцать лет, и именно благодаря терпению и любви супруги на свет появились его знаменитые работы.
Искусство не имеет границ, как и человеческая фантазия. И это подтверждают необычные акварельные картины британского художника. Об это читайте в статье
В чем притягательность сюрреалистических акварелей из «жизни книг» британца Джонатана Уолстенхолма
В чем притягательность сюрреалистических акварелей из «жизни книг» британца Джонатана Уолстенхолма