За эти годы она так сроднилась со своим персонажем, что уже и за кадром нередко говорит так, как Степашка, и это выручает ее в самых неожиданных ситуациях. Как это помогало ей в общении с сотрудниками ГАИ, и почему актриса считает, что Степашка не дает ей стареть – далее в обзоре.
Путь, предопределенный с рождения
Наталья с детства росла в творческой атмосфере, ведь она родилась в знаменитой театральной семье: ее отец, Александр Голубенцев, был композитором и заведовал музыкальной частью Театра им. Е. Вахтангова, а мать, Нина Архипова, выступала на сцене этого театра, а позже стала ведущей актрисой Московского театра Сатиры. В кино она снималась нечасто, но зрители могли запомнить ее по фильмам «Щедрое лето», «Ох уж эта Настя!», «Семья Зацепиных» и др.
Отец был старше матери на 22 года, и поначалу она слушала его с открытым ртом – он был блестяще образован, начитан, знал 3 иностранных языка. Он ее обожание принимал как должное, и позже она увидела в нем качества, которых раньше не замечала, – высокомерие и жестокость. У пары родилась дочь Наталья, но это не спасло их брак. Однажды Нина Архипова честно призналась мужу в том, что больше не испытывает к нему прежних чувств.
Они развелись, но после этого еще какое-то время жили вместе ради дочери. Позже мать Натальи выходила замуж еще дважды, и оба ее избранника тоже были представителями творческих профессий: писатель Борис Горбатов и актер Георгий Менглет. Конечно, в таком окружении Наталья не представляла для себя другого будущего.
Еще во время учебы в эстрадно-цирковом училище Наталья Голубенцева дебютировала в кино – сыграла небольшую роль в фильме «Легкая жизнь». Спустя 4 года был еще один малозаметный эпизод в фильме «Удивительный мальчик», где имя актрисы даже не упоминалось в титрах. На этом ее кинокарьера и завершилась, ведь в этот же период в ее жизнь пришло телевидение.
«Заслуженная Степашка России»
В 1964 г. по предложению редактора программ для детей и молодежи Валентины Федоровой на телевидении начали выпускать новую передачу – «Спокойной ночи, малыши!» Поначалу это были просто картинки с закадровым тестом – ведущие читали детские книжки. Позже артисты начали разыгрывать кукольные спектакли, после которых показывали мультфильмы.
Первыми героями стали Филя и мальчик Ерошка, которых озвучивали артисты Григорий Толчинский и Наталья Голубенцева, а в кадре появлялась ведущая Валентина Леонтьева. Позже появились Степашка и Хрюша, и с тех пор первый из них заговорил голосом Натальи Голубенцевой. Наверное из всех артистов за кадром она оставалась со своим персонажем дольше всего и стала бессменной участницей «Спокойной ночи, малыши!» На телевидении она проработала больше 45 лет, и сегодня ее часто называют «заслуженной Степашкой России».
В кадре появлялись ведущие программы, а те, благодаря кому оживали куклы, всегда оставались невидимками. Конечно, во время съемок случалось немало казусов. Артистам, которые должны были оставаться за кадром, приходилось мириться с неудобствами, а иногда и работать в экстремальных условиях. Некоторые выпуски снимали у Натальи в квартире, и там артистам нужно было лежать на полу, чтобы не попасть в кадр. Иногда съемки проходили на улице, и актерам приходилось мерзнуть и мокнуть часами.
Наталья рассказывала: «Действительно, у нас были прямо экстремальные съемки. Однажды зимой снимали передачу прямо в сугробе, то есть нам выкопали яму, в которой мы сидели. Было жутко холодно. Также снимали передачи на воде. Правда, там участвовали дубляжные куклы (не из передачи). Их специально пропитывали жиром, чтобы можно было мочить, а мы сидели в озере по пояс в воде. Гертруде Суфимовой (Каркуша), уже немолодой женщине, пришлось лезть на дерево, на самый край ветки, прямо над озером. Не знаю, как она держалась, ведь одна рука была занята куклой».
Когда съемки проходили в озере, артистам приходилось нырять, оставляя наверху только руки с куклами. А когда летом Хрюша и Степашка «путешествовали», актеры залезали и на пасеку, и в муравейники. Однажды Хрюша даже получил «производственную травму»: один из выпусков снимали в цирке шапито, персонаж слишком близко подошел к медвежонку, и тот схватил куклу лапами. К счастью, артист не пострадал, а вот Хрюшу пришлось подлатать.
Когда-то во время съемок в студии артисты прятались под столом, а теперь работают в более комфортных условиях. Актриса рассказывает: «Раньше мы были молодые, поэтому нам и под столом было ничего. Прежде, когда брали крупный план, где стоит журнальный столик, приходилось буквально складываться пополам под этот столик, чтобы нас не было видно… А сейчас у нас есть подиум, где мы стоим. На нем стоит стол, где сидит ведущий. В этом подиуме есть такие отверстия, откуда мы работаем».
Как Степашка помогал общаться с сотрудниками ГАИ
Голосом своего персонажа актриса иногда разговаривала и после съемок, и часто ее это спасало в разных проблемных ситуациях. Наталья водила машину, и когда ее останавливали сотрудники ГАИ, начинала говорить голосом Степашки. Конечно, сохранять серьезность и строгость в такой ситуации никому не удавалось. К тому же последним аргументом оказывалось удостоверение заслуженной артистки России, в которое Наталья вклеила фото, где она запечатлена вдвоем со Степашкой.
Такой «запрещенный прием» часто помогал ей избегать штрафов. Однажды автоинспектор попросил о встречной услуге. Он не стал штрафовать актрису за нарушение, но протянул ей телефон, набрав номер своего ребенка, и та пожелала ему спокойной ночи голосом Степашки.
Глядя на актрису, очень сложно поверить в то, что ей уже 79 лет. Она считает, что это ее герой научил ее не стареть. За годы, проведенные вместе, Наталья Голубенцева даже внешне стала похожей на Степашку – такие же большие голубые глаза, носик-пуговка и хвостики, напоминающие заячьи уши. Кажется, она до сих пор сохранила детскую способность удивляться и радоваться жизни, а такие люди действительно никогда не стареют. Остается только поблагодарить замечательную актрису за то, что уже столько лет она дарить радость детям, и пожелать ей крепкого здоровья и долгих лет!
Со своим третьим мужем мать Натальи Голубенцевой прожила почти 50 лет, и его фамилия была хорошо знакома советским зрителем не только благодаря ему самому. Его дочь, Майя Менглет, стала звездой фильма «Дело было в Пенькове», правда, вскоре она исчезла с экранов: Актерская династия Менглет, в которой теперь не говорят по-русски.