История союза назарейцев
Назарейцы, как и другие образованные немцы и австрийцы начала XIX века, были разочарованы действительностью и размышляли об обновлении общества. Пути к возрождению они искали в славном прошлом, обращаясь к духовным и культурным ценностям Средневековья. Для упаднических настроений были причины: в 1806 году Наполеон захватил Пруссию — крупнейшее и последнее из свободных немецких государств. Студенты Императорской Академии художеств были к тому же недовольны учебной программой, в которой штудировалась техника, но не оставалось места для творческого самовыражения.
Назарейцы официально объединились в Братство Святого Луки 10 июля 1809 года, дав клятву посвятить себя поискам истины и борьбе с безжизненным академизмом. До этого они регулярно встречались, обсуждая искусство. Сначала подружились двое живописцев: Иоганн Фридрих Овербек (Johann Friedrich Overbeck) и Франц Пфорр (Franz Pforr). Вскоре к ним присоединились еще четверо молодых художников из Германии, Австрии и Швейцарии:
- Йозеф Винтергерст (Josef Wintergerst; 1783-1867 гг.);
- Иоганн Конрад Готтингер (Johann Konrad Hottinger; 1776-1851 гг.);
- Людвиг Фогель (Ludwig Vogel; 1788-1879 гг.);
- Йозеф Зюттер (Joseph Sutter; 1781-1866 гг.).
Увлеченность новыми идеями плохо сочеталась с обучением в Академии, и в 1810 году Овербека отчислили. Тогда назарейцы переселились в Рим, также занятый наполеоновскими силами. Художники нашли упраздненный новой властью и заброшенный монастырь Сан-Исидоро, где стали вести жизнь отшельников. Они спали в кельях, вели общее хозяйство, обсуждали живопись, читали христианские и философские книги.
Считая образцами для подражания Рафаэля (Raffaello Santi), Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer) и других старых мастеров, члены Братства даже копировали их внешность. Так за художниками закрепилось прозвище «назарейцы» — по названию прически с длинными волосами и прямым пробором. Постепенно к ним примыкали все новые участники, ведь в Рим приезжали многие германские живописцы. Вот несколько самых значительных последователей Братства:
- Петер фон Корнелиус (Peter von Cornelius; 1783-1867 гг.);
- Вильгельм фон Шадов (Wilhelm von Schadow; 1789-1862 гг.);
- Джозеф Антон Кох (Joseph Anton Koch; 1768-1839 гг.);
- Шнорр фон Карольсфельд (Schnorr von Carolsfeld; 1794-1872 гг.);
- Филипп Фейт (Philipp Veit; 1793-1877 гг.);
- Карл Филипп Фор (Karl Philipp Fohr; 1795-1818 гг.);
- Франц Людвиг Катель (Franz Ludwig Catel; 1778-1856 гг.).
Художники покинули монастырь после смерти Франца Пфорра в 1812 году, но по-прежнему жили в Риме и оставались верными своим идеалам. Постепенно они стали известны и в Италии, и на родине, а вместе со славой пришел успех. Значительным событием стала роспись дома прусского консула Якоба Соломона Бартольди (Jakob Salomon Bartholdy), которую назарейцы выполнили совместно. Они восстановили забытые среди немецких мастеров традиции фресковых росписей, взяв в качестве образца работы Рафаэля, так как считали монументальную живопись высшей формой искусства.
Роспись была окончена в 1817 году, и на устроенный по такому случаю праздник прибыл даже кронпринц, будущий король Людвиг I Баварский. Впоследствии он пригласил многих назарейцев в Мюнхен и предложил им видные придворные посты. Так в 20-е и 30-е годы XIX века Братство Святого Луки стало распадаться. Его участники возвращались на родину и со временем примкнули к академистам. Один лишь Овербек отклонил все выгодные предложения и до конца жизни остался в Италии.
В эпоху Импрессионизма движение назарейцев исчерпало себя, и постепенно о нем забыли. Серьезное их изучение и новое открытие состоялось во второй половине XX столетия. В настоящее время нет сомнений, что назарейцы серьезно повлияли на неоромантиков и символистов второй половины XIX века. В том числе на движение прерафаэлитов в Англии, лионскую школу во Франции и раннее творчество Александра Иванова в России.
Главные принципы назарейцев
В отличие от художников-неоклассицистов, обращавшихся к античности, назарейцы видели свой идеал морали и духовности в патриархальном Средневековье. Они стремились вести глубоко нравственный образ жизни, совмещая творчество с размышлениями и молитвой. Вот основные идеи Братства Святого Луки:
- Назарейцы видели в искусстве три пути развития: подражание природе, идеалу и воображению. Первый путь воплощал Дюрер, второй — Рафаэль, третий — Микеланджело (Michelangelo Buonarroti). Эти направления необходимо примирить и совместить.
- Из религиозных убеждений живописцы отказывались изучать анатомию по телам умерших и почти никогда не прибегали к услугам натурщиц. Редкое исключение — известная своей скромностью Виттория Кальдони (Vittoria Caldoni).
- Представители Братства предпочитали работать в кельях, а не писать с натуры. Они стремились изобразить свои чувства, а не природу. Иногда они позировали друг другу, чтобы проработать сложные драпировки на одежде.
Самые известные картины и фрески назарейцев
Произведения этой художественной группы отличаются сложной композицией и преобладанием рисунка над цветом. Хотя художники противопоставляли себя классицистам, они сохранили многие академические установки, в том числе условный колорит и подражание лучшим мастерам прошлого. Вот наиболее известные картины назарейцев:
- Фрески в доме консула Пруссии Бартольди (1816-1817). Цикл посвящен жизни Иосифа из Ветхого Завета. Назарейцы создавали его совместно, но наиболее интересны работы Корнелиуса и Овербека.
- Фрески виллы маркиза Карло Массимо (Carlo Massimo) (1819-1830). Сюжетами для этого цикла послужили произведения Данте (Dante Alighieri), Петрарки (Francesco Petrarca) и других авторов.
- «Италия и Германия» Фридриха Овербека (1811-1828). Это аллегория дружбы двух стран и стремления объединить лучшие черты итальянской и немецкой живописи.