На съемки в последнем она согласилась, даже не читая сценария. Эта роль принесла ей всесоюзную популярность, но при этом сыграла злую шутку в актерском будущем. Почему одна из самых красивых актрис всю жизнь оставалась в тени других звезд – далее в обзоре.
Татьяна Ткач родилась в Якутии – ее отец был репрессирован и отбывал там наказание в лагерях по сфабрикованному обвинению. Своей дочери позже об этих годах он ничего не рассказывал – говорил только о том, что такого количества интеллигентных, талантливых и умных людей больше нигде не встречал. После реабилитации отца семья переехала в его родной город Харьков, где и выросла Татьяна.
Ее отец до ссылки работал водителем, но всегда очень хорошо пел и одно время выступал в ансамбле знаменитой певицы Клавдии Шульженко. Татьяна росла в творческой атмосфере и, конечно, сама с юности мечтала о сцене. Позже она говорила, что ее судьба была предрешена с рождения, и другую профессию она выбрать просто не могла. Отец мечтал о том, чтобы дочери удалось воплотить его собственную нереализованную мечту стать артистом, и когда ей это удалось, он просил ее не менять фамилию и прославить ее на всю страну.
Провинциалка на сцене БДТ
После школы Татьяна выбрала актерский факультет Харьковского государственного института искусств. А после его окончания начала выступать на сцене местного драмтеатра. Однажды там ее увидел руководитель Ленинградского мюзик-холла Илья Рахлин и предложил ей стать участницей их коллектива. Татьяна видела себя драматической актрисой, к тому же не умела ни петь, ни танцевать, и на его предложение ответила иронично: «Поддерживать легкую сюжетную линию и иногда повиливать бедрами?» Тот не смутился и сказал: «Совершенно верно!»
Рахлин обещал выделить ей квартиру в Ленинграде, но на второй же день своего пребывания там актриса отправилась в БДТ и упросила Георгия Товстоногова устроить для нее прослушивание. Он был с первого взгляда покорен и ее смелостью, и яркой красотой, и талантом. Узнав о том, что ее готовы принять в БДТ, Татьяна тут же поехала к Рахлину и заявила: «Извините, но забирайте свою квартиру! Я ухожу». Жизнь в общежитии БДТ казалась ей ничтожным неудобством в сравнении со счастливой возможностью выступать на сцене легендарного театра.
Однако уже через год актриса приняла решение уйти из БДТ – внимание режиссера к ней было недвусмысленным, а она не хотела поступаться собственными принципами. Позже Татьяна Ткач отзывалась о Товстоногове с большой теплотой, говорила о нем как о человеке мудром, интеллигентном и невероятно талантливом, но тем не менее о своем уходе она не жалела, объясняя это так: «У меня была на то причина личного порядка: отношение ко мне Георгия Александровича, на которое я, к сожалению, не могла ответить взаимностью».
Главная в гареме по желанию Верещагина
После этого актриса пришла в Театр драмы и комедии (сейчас – Театр на Литейном) и посвятила ему всю свою жизнь – в 2021 г. году Ткач отметила 50-летие творческой деятельности в этом театре. Спустя год после ухода из БДТ она впервые появилась на киноэкране, сыграв свою дебютную звездную роль – Зухры, главной жены Абдуллы в «Белом солнце пустыни». Эту роль она получила благодаря знаменитому актеру Павлу Луспекаеву, сыгравшему в фильме Верещагина. Он был увлечен молодой красавицей и поставил режиссеру условие: будет сниматься только в том случае, если утвердят Татьяну Ткач.
Актриса была поражена, когда к ней домой приехал сам Владимир Мотыль, чтобы предложить сняться в своем фильме. Правда, режиссер обещал ей крупную роль, а при монтаже от нее почти ничего не осталось. Татьяна рассказывала: «Съемки, длившиеся два лета подряд, были нелегкими. Изначально Мотыль делал две серии, но при монтаже половину материала вырезали (причем преимущественно за счет нашего гарема), и в результате осталась только одна… И от моей Зухры осталась одна фраза «А может быть, Гюльчатай его плохо ласкает?».
Булгаковская героиня
Спустя год Татьяна получила еще одну знаковую роль, ставшую ее визитной карточкой, – Люськи Корсаковой в фильме по булгаковскому «Бегу». Писателя уже 30 лет не было в живых, но консультантом на съемках стала его вдова, Елена Сергеевна Булгакова. Она пересматривала пробы всех артистов, и если сомневалась в чьей-то кандидатуре, говорила: «Мне надо посоветоваться с Мишенькой!» – и куда-то уходила. А потом возвращалась и выносила их «общий» вердикт.
Кандидатуру Татьяны Ткач вдова Булгакова одобрила с первого же взгляда. Она рассказала историю о том, что прототипа этой героини писатель однажды встретил в поезде – это была губернаторская дочка, которая сбежала с генералом и стала его походной женой. Елена Сергеевна считала, что актриса идеально попала в этот типаж.
Место встречи с Высоцким
После «Бега» в кинокарьере Татьяны Ткач были затяжные паузы – ей предлагали новые роли, но все они были однотипными, очень похожими на образ Люськи, а повторяться актриса не хотела. Свою следующую звездную роль она сыграла через 9 лет, в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Режиссер позвонил ей, когда практически на все роли актеры уже были утверждены.
Говорухин сказал, что для нее осталась только небольшая роль бандитки. Услышав о том, что главную роль в фильме исполнит Владимир Высоцкий, актриса тут же согласилась приехать на съемки, даже не читая сценария – ей очень хотелось познакомиться с легендарным артистом. Время, проведенное в Одессе, стало для нее не работой, а одним сплошным праздником. Высоцкий был тогда на пике своего творческого расцвета и произвел на актрису огромное впечатление.
Красавица с несоветской внешностью на вторых ролях
После этого актриса очень много снималась, но таких же ярких ролей, как в молодости, уже не было. И главных героинь ей по-прежнему не предлагали. Сама она это объясняла так: «У меня действительно нет ни одной главной роли. Но никто в этом не виноват – такой уж у меня типаж. Для советского времени он категорически не подходил. Вот если бы я была женщиной деревенского типа, как, например, Мордюкова, от предложений просто отбоя не было бы. У меня же типаж городской, к тому же, по советским меркам, он ближе к отрицательному… Внешность абсолютно обманчива. Я не роковая женщина, а скорее вечный ребенок, который любит играть».
После роли подружки Фокса режиссеры видели ее исключительно в образах авантюристок и роковых красавиц, а такие героини в советском кино главными никогда не были. Однако Татьяна Ткач не жалеет о том, как сложилась ее творческая судьба. Она говорит: «Да, наверное, в кино я сыграла мало. Но вы не найдете актера, который был бы доволен своей творческой судьбой. А мои, пусть и эпизодические роли, люди помнят. Еще у меня замечательные дети. Разве этого мало?».
И в зрелые годы актриса великолепно выглядит и продолжает сниматься в кино и выступать в театре. Она признается, что сцена дарит ей ощущение полноты жизни и заряжает энергией, без чего она просто не представляет своего существования. Остается только пожелать замечательной актрисе и обворожительной женщине крепкого здоровья, долгих лет и, конечно, новых ролей!
Она смогла реализоваться не только как актриса, но и как жена и мать: Два брака и множество увлечений Татьяны Ткач.