Со времени дебюта в кино качество авторского мастерства и стиля Соррентино остались неизменными. Хотя, пожалуй, одно исключение есть. Речь идёт о единственном на сегодня сериале в фильмографии итальянского режиссёра – «Молодой Папа».
Напряжённый драматический 10-серийный сериал повествует о жизни 47-летнего американского кардинала Ленни Белардо, которого блестяще сыграл Джуд Лоу. В результате компромисса между кардиналами и противоборствующими кланами он становится одним из самых молодых в истории папой римским – Пием XIII. Но при этом с первых минут правления заявляет о себе не просто как о самостоятельном, но как о противоречивом и даже революционном руководителе.
Паоло Соррентино стал соавтором сценария и срежиссировал все десять серий «Молодого Папы». Несмотря на то, что сериал получил признание как критиков, так и зрителей, он всё же выделяется в творчестве итальянского режиссёра. Чем же заинтересовал современного Феллини этот проект, какой путь к нему привёл? Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти, обратив внимание на семь лучших фильмов Соррентино.
Начало пути
Первый полнометражный режиссёрский дебют Паоло Соррентино состоялся в 2001 году. Драма о несбывшихся надеждах – «Лишний человек» («Зарвавшийся») была показана на 58-м Венецианском международном кинофестивале и принесла Соррентино признание критиков. Ещё более удачными стали последующими работы итальянца – криминальный триллер «Последствия любви» и драма «Друг семьи». Однако настоящий международный прорыв для Соррентино случился в 2008 году, с биографической сатирической картиной «Изумительный», получившей приз жюри на Каннском кинофестивале.
В 2011 году Соррентино дебютировал в американском кинематографе с фильмом «Где бы ты ни был», главную роль в котором сыграл Шонн Пенн. А 2013 год стал знаковым в творчестве Паоло Соррентино. В номинации «Лучший фильм на иностранном языке».его фильм «Великая красота» получил и «Оскар», и «Золотой Глобус», и награду Британской академии. Через два года итальянский режиссёр представил фильм «Молодость», схожий по тематике с «Великой красотой», но предназначенный уже для американской аудитории.
Современный Феллини
- Соррентино часто сравнивают с Феллини, учитывая их сходный стиль и общие темы, из которых выделяются следующие:
- образы, которые являются одновременно сюрреалистическими и стимулирующими чувства;
- переосмысление общественных институтов и моральных ценностей посредством сатиры;
- эксцентричные персонажи со странными особенностями, а также экзистенциальной тоской;
- добавление и развитие новых персонажей, часто приводящее к повествовательным отступлениям с целью расширения тематических дихотомий и сопоставлений.
Несмотря на то, что все вышеупомянутые мотивы охватывают его творчество, пожалуй, наиболее отличительной чертой Соррентино является его инстинктивная способность визуализировать свои фильмы глазами художника – ярко-красочные, обогащённые контрастами, тематически абстрактные и наделённые понятием непосредственности. И в то же время для них характерно восприятие и построение повествования через перо романиста.
Великолепная семёрка
Принимая во внимание приверженность итальянского режиссёра как высококачественным, так и нетрадиционным стилизованным фильмам, для целей ранжирования этот список будет определять приоритет реализации и развития тематических и технических особенностей, которые отличают Соррентино как автора. Поэтому, хотя это обсуждение действительно будет учитывать основные кинематографические элементы, такие как повествовательная структура, оно потребует более пристального наблюдения за тематическим и стилистическим ростом социально-политических заявлений итальянского режиссера и повсеместной обеспокоенностью в отношении человеческой природы. В целом, этот список не имеет целью занять определенную позицию, скорее он призывает к дискуссии. Это краткий обзор тематических, стилистических и технических качеств, которые придают фильмам Паоло Соррентино свою индивидуальность и стилистический талант.
Где бы ты ни был / This Must Be the Place (2011)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,3; IMDb – 6,7
Поиск души. Рок-н-ролл 80-х. Сказочный юмор и много сценического грима. Благодаря особому очарованию и неловкости фильма восприятие затуманивается, и уже сложно определить, является ли «Где бы ты ни был» самым слабым творением Соррентино или же он является одной из его самых неправильно понятых и недооцененных работ. В этом роуд-муви Шон Пенн играет рок-звезду в отставке. Несмотря на то, что он ведет свою, казалось бы, спокойную жизнь вместе со своей женой, пожарной (Фрэнсис МакДорманд), он по-прежнему носит тот же наряд и грим, что и во времена своей рок-н-рольной славы.
Шонн Пенн дарит зрителю замечательное портретное воплощение образа Шайенна. В большинстве случаев он является невозмутимым комиком, а в самые спокойные моменты он тонко и сочувственно передаёт свои обиды, не попадая в карикатурные шутки. Дэвид Бирн, бывший участник «Talking Heads», проделал отличную работу, воплощая в жизнь своей музыкой главные предпосылки фильма. Он дополнил готическую эстетику главного героя, а также повторил эстетику музыки «Новой волны» 80-х, которые и сопровождают Шайенна на протяжении всего путешествия.
Кинематографист и давний соратник Соррентино, Лука Бигацци, подчёркивает как понятие чуда во внешнем мире, так и косметический гламур в самой картине через насыщенные, яркие цвета и потусторонние импрессионистские рассветы и сумерки. Тем не менее, «Где бы ты ни был» не так успешен в воплощении своих идей, не обладает той же силой убеждения, что и другие фильмы Соррентино. Вместо этого поиск души Шайенна часто разворачивается в виде хрупкой последовательности эпизодов, которой часто не хватает общего направления. Намерения Шайенна найти бывшего нациста, исчезновение Тони и обнаружение героиней Макдорманд ребёнка, отдыхающего на крыльце её дома, – это лишь некоторые из событий и мотивов, которые не удалось оправдать или развить на протяжении фильма.
Тем не менее, картина «Где бы ты ни был» имеет странно притягательное качество в своей структуре: она почти экспериментальна в своём диссонансе между роуд-муви, вдохновлённом Вимом Вендерсом, и серьёзностью истории об ужасах Холокоста. Подобно завершающей сцене, «Где бы ты ни был» является загадочным, часто запутанным и скучным, но эмоционально провокационным, обаятельным и непредсказуемым.
Лишний человек / L'uomo in più (2001)
Рейтинг на Кинопоиске – 7; IMDb – 7,3
То, что дебютному фильму Сорретино «Лишний человек» немного не хватает масштабности, компенсируется интересным и убедительным изучением характера. Действие картины происходит в Неаполе в 80-х годах. «Лишний человек» сосредоточен на сопоставлении жизней двух мужчин, причём оба они изначально находились на пике своей карьеры, пока их не отбросило общество, и они не были вынуждены смириться с неблагоприятными обстоятельствами.
Тони Сервилло, первое сотрудничество с которым положило начало удивительному актёрско-режиссёрскому партнёрству, преуспел в исполнении эксцентричного, наркозависимого, похотливого, но вызывающего сочувствие эстрадного певца. Не менее успешной стала и работа его партнёра, Андреа Ренци, исполнившего роль молчаливого, также вызывающего сочувствие футбольного тренера, которому из-за травмы пришлось распроститься с мечтой.
Темп повествования в «Лишнем человеке», может быть, слишком медленный, чтобы требовать терпения от зрителей, но сценарий Соррентино содержит много чёрного юмора и непредсказуемых поворотов сюжета, чтобы поддерживать занятный тон на протяжении всего фильма. К этому моменту Соррентино ещё не разработал фирменный стиль и не позволил себе полностью экспериментировать с абстрактными и гиперстилизованными образами, накоплением повествовательных линий. Всё это он адаптировал позже, добившись таким образом отличительной согласованности в своих более поздних фильмах («Последствия любви», «Молодость»).
В то же время в «Лишнем человеке» есть несколько моментов, например, конец фильма, в котором жизни двух людей совпадают, которые создают диссонанс между сохранением согласованности и художественными мотивами режиссёра. И это приводит к потере доверия и подрыву его драматического воздействия. Тем не менее, тяжёлые социально-политические заявления об итальянской морали, тонкостях отторжения и поддержки искусства, а также упадка добродетелей находятся среди мотивов и тем, которые Соррентино успешно представил, ухватил и поставил под сомнение в картине «Лишний человек», а позже развивал на протяжении всего своего творчества.
Друг семьи / L'amico di famiglia (2006)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,7; IMDb – 7,1
Отталкивающий. Жадный. Женоненавистник. Подлый и чрезмерно заботливый. Друг семьи обращается к Джеремие де Джеремеи (Джакомо Риццо), ростовщику, который одержим деньгами и часто влезает в чужие дела ради своей личной выгоды. Риццо демонстрирует одно из лучших выступлений года (2006), воплощая жадного, но эксцентричного и притягательного Джеремию, который стремиться использовать свою силу, чтобы заставить других страдать, а также ради отвращения к себе. Это приводит к печальным событиям.
Если его предыдущие фильмы («Лишний человек», «Последствия любви») были известны своим вдохновением от творчества Антониони, то «Друг семьи» – первый фильм, в котором доминирует уже влияние Феллини. В частности, сюрреалистические и чувственные образы, которые досаждают в окружении Джеремии. Например, волейболисты, которые таращатся в камеру, три центуриона, так же, как и другие пространственно-визуальные композиции.
Кроме того, это феллинивское представление о карнавале присутствует в классической и грандиозной архитектуре, которая служит сатирическим символом для лицемерия, стоящего за порядком, а также для накопления развития персонажей, благодаря их более широкому набору. Всё это придаёт фильму как сильные, так и слабые стороны.
Отступление Соррентино от линейной истории станет уже постоянной привычкой в других его фильмах («Великая красота», «Молодость»). В лучшем случае в «Друге семьи» он расширяет сопоставления в отношении сардонической критики морали и порядка. Однако есть случаи, когда отклонения от повествования мало что добавляют к развитию центрального персонажа. Кроме того, как и в «Лишнем человеке», настойчивость Соррентино в музыке под предлогом драматического улучшения часто подрывает как минимум способность к погружению, если не драматическую силу некоторых из его сцен.
Наряду с Андреотти и Титтой из «Изумительного» и «Последствия любви», выступление Риццо как сардонического героя в «Друге семьи» является одним из лучших произведений Соррентино. В целом, красочные композиции Луки Бигацци и городские пейзажи, умение Соррентино сочинять остроумные замечания и ремарки, а также полужёстокость, полуправда, стоящие за мотивами главного героя, делают «Друга семьи» чрезвычайно убедительным фильмом.
Последствия любви / Le conseguenze dell'amore (2004)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,5; IMDb – 7,6
Второй фильм Соррентино, «Последствия любви», не только успешно переосмысливает жанр фильмов об итальянской мафии, но и является его первым фильмом, который демонстрирует стиль и талант итальянского режиссёра во всём его великолепии. «Последствия» следуют за отчуждённой, однообразной и безрадостной жизнью Титта ди Джироламо (Тони Сервилло), когда он проводит время за рутинной деятельностью во время своего неопределённого пребывания в анонимном отеле в каком-то швейцарско-итальянском городе.
По сравнению с «Лишним человеком» Соррентино демонстрирует ничем не примечательный контроль в качестве режиссера – ничем не примечательное построение кадра, звука, монтажа и актёрских выступлений. Так, казалось бы, безобидная драма плавно переходит в мафиозный триллер. Первоначально «Последствия» передают эмоциональное отчуждение, напоминающее творчество Антониони – расстояние объектива от персонажа, тишина в помещении и упор на выражения лица. Это, в сочетании с вниманием оператора Луки Бигацци к включению физических граней и форм, фона и декораций в его композицию, позволяет «Последствиям» быть так же эмоционально отчуждёнными от зрителя, как и визуально гармоничными.
Есть, чем восхищаться и в галлюцинаторном звуковом сопровождении фильма «Последствия любви», оно часто придаёт остроту самым драматичным моментам фильма. Электрическая музыка внезапно включается и выключается, создавая ощущение напряжённости, а также вносит свой вклад в гиперстиллистическое очарование «Последствий». Точно так же Соррентино успешно изолирует и противопоставляет тишину громовым и бритвенным диегетическим звукам в виде выстрелов и шагов.
Можно утверждать, что «Последствия любви» стоят выше в списке. Если обсуждение было сосредоточено исключительно на мастерстве итальянского автора в качестве режиссёра, то и «Последствия», и «Семейный друг» наверняка стояли бы выше в списке. Тем не менее, мафиозный триллер Соррентино немного не дотягивает. Даже не смотря на то, что он столь же блестяще продуман по сравнению с явной тематической величиной, которую Соррентино демонстрирует в большинстве своих более поздних работ.
Прежде всего «Последствия любви» – это убедительное исследование характера, которое глубоко врезается в обычную монотонность среднего класса благодаря его бесчувственному, дисциплинированному герою, который раскрывает только страхи и эмоциональные потребности в перспективе любви и смерти. Исполнение Сервилло в роли Титта элегантно, расчётливо, размерено, как по маслу, но в целом полно сочувствия.
Молодость / Youth (2015)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,3; IMDb – 7,3
Во многих отношениях «Молодость» разворачивается как кинематографическое эссе о старении, рассказанное на основе различных индивидуальных опытов. Несмотря на значительную долю недостатков, фильм выделяется своей демонстрацией замкнутого пространства, пузыря в форме роскошного отеля в швейцарских Альпах, в котором люди блуждают, исчезают, а самое главное – выражают свои разочарования и теории об угасании жизни, но только в соответствии со своим собственным опытом.
Как и в «Великой красоте», которая предшествовала «Молодости», Соррентино объединяет различные формы искусства, чтобы не только связывать, но и расширять рассуждения о связи между кратковременностью жизни и эстетическим наполнением. Великолепные картины оператора Луки Бигацци передают золотисто-освёщенные архитектурные проекты, волнующие достопримечательности сельской местности и яркие бирюзовые воды, которые в сочетании с музыкальными композициями Дэвида Ланга превращают декорации в элегантный и заставляющий задуматься пейзаж.
Кроме того, литературные ссылки и хореография, такие как танцующая девушка и левитирующий монах, также вносят свой вклад в индивидуализированный поиск души в «Молодости». Что касается актёрского состава, Майкл Кейн даёт, пожалуй, самое выдающееся представление со времен «Тихого американца» (2002). Несмотря на то, что Рэйчел Вайс несколько недооценили, Харви Кейтель, и Пол Дано получили благодаря фильму известность. Они продемонстрировали умение развивать мощные линии и монологи, которые, наряду с персонажем Кейна, часто являются тем, что объединяет сегменты «Молодости», которые иначе были бы разделены.
Кроме того, шипучее представление, эпизодическая структура и сюрреалистические видения, которые обеспечивает феллинивский цирк в развитии Соррентино (например, Дано, одетый как Гитлер и левитирующий монах), позволяют истории зависать над персонажами, когда они выражают свои эмоции, разочарования, решения и теории о происках жизни. Хотя «Молодость», может быть, не самый представительный фильм Соррентино, это, несомненно, его самая эмоциональная и заботливая картина.
Изумительный / Il divo – La spettacolare vita di Giulio Andreotti (2008)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,9; IMDb – 7,3
Вместо биографической драмы, основанной на жизни премьер-министра Италии Джулио Андреотти, «Изумительный» лучше представить как совершенно сухую чёрную комедию и жестокую политическую сатиру о связях Андреотти с мафией во время его пребывания на должности.
Международный прорыв Соррентино, «Изумительный», с восхищением исследует политические махинации и мотивации Андреотти, направленные на сохранение власти. Чтобы подчеркнуть грани своих сатирических замыслов, Соррентино демонстрирует непоколебимую приверженность сосредоточению только на паутине политических операций в фильме, а не на внутренней жизни или эмоциональном статусе своих персонажей, как это часто бывает в других его фильмы, таких, например, как «Молодость».
Благодаря сотрудничеству с Соррентино, Сервилло демонстрирует, пожалуй, самую впечатляющую свою роль в образе мрачного и загадочного Андреотти. Изображение Сервилло напоминает вампира, которое сразу вызывает на ум «Носферату»(1922) и/или Дракулу. Одетый в чёрное, сгорбленные плечи, руки приклеены к телу, уши торчат, как у гоблина, парит, всегда наблюдая, по коридорам и офисам.
«Изумительный» находится среди фильмов итальянского режиссера, в которых его стиль – интеллектуальная сатира, абсурдистские фетиши, карнавальные и плавные экспозиционные движения камеры – чувствуют себя более цельными, созвучными предпосылке и исходному материалу. Лука Бигацци вносит большой вклад в использование запасного освещения, теней и сухих мрачных цветов, маскирующих здания, офисы и коридоры, что в сочетании с резкими и презрительными разговорами, которыми обмениваются Андреотти и его сообщники, создают впечатление мрачного логова, сочащегося тёмными секретами, вымогательством и жаждой власти.
В отличие от этих театральных композиций, монтаж насилия – убийства, заказанные Андреотти, – переполнен плавностью, явной и сенсационной жестокостью, которая позволяет царству дьявольского премьер-министра чувствовать себя ещё более абсурдным и сатирическим. В конечном счетё, «Изумительный» является одной из самых трудных работ Соррентино и, несомненно, на сегодняшний день самым тяжёлым социально-политическим заявлением (наряду с мини-сериалом «Молодой папа») в его фильмографии.
Великая красота / La Grande Bellezza (2013)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDb – 7,8
Сначала был «Рим, открытый город» Росселлини, затем «Сладкая жизнь» Феллини, а затем «Великая красота» Соррентино. Трагикомедия огромного масштаба тематических сопоставлений – любви и потери, удовольствия и разочарования, силы и неясности – при сохранении единообразия в его аллегорических и тональных конструкциях. Исследование характера, которое ставит одного человека как синекдоху для страны, её культуры и всеобщей озабоченности человеческой порочностью.
«Великая красота» следует за как всегда блистательным Тони Сервилло в роли Джепа Гамбарделлы, светского писателя, разочарованного в жизненном пути и в том, что мир может предложить, чтобы облегчить его экзистенциальную скуку. Начинающий журналист средних лет проводит свой досуг, гуляя по руинам и улицам Рима, устраивая вечеринки и выискивая чувство удовлетворения. Гамбарделла мало заботится о том, чтобы скрыть своё бессилие, и вместо этого преподносит себя с элегантностью, с гримасничаньем и красноречием, а также сентиментальным цинизмом.
Подобно бесконечным группам туристов, которые фотографируют сильно текстурированные, разрушенные стены римских руин и чувственно грандиозные статуи, Гамбарделла воплощает идею прошлой славы, яркий потенциал, потраченный впустую на несущественные удовольствия гедонизма и тщеславия.
В отличие от визуально кинестетического и спорадического качества в современном западном кино, Лука Бигацци использует стилизованные традиционные композиции, низкие углы, экспозиционные и плавные движения и театральное освещение, чтобы подчеркнуть понятие элегантности и платонической красоты. Кроме того, Бигацци использует множество цветовых палитр: синего и оранжевого, красного и чёрно-белого, а также контрастное распределение светотени, чтобы соответствовать разнообразным настроениям и темам, а также подчёркивать течение времени.
Для своего первого сотрудничества с Соррентино итальянский композитор Леле Маркителли написал музыкальные произведения, большинство из которых состоят из струнных инструментов и гармонического ритма. Они передают ощущение веселья, катарсического спокойствия и восприимчивости к драматическому эффекту.
Космополитическая утонченность, карнавальный юмор, социально-политическая сатира и потрясающе чувственная кинематография, которые характерны для «Молодости», «Удивительного», «Друга семьи» и «Последствий любви», в «Великой красоте» действуют на ещё более высоком и остром уровне восприятия.
В конце концов, «Великая красота» охватывает и отвечает на все экзистенциальные вопросы, лежащие в основе предыдущих фильмов Соррентино, благодаря признанию Гамбардерллы, что всё существование – всего лишь происки иллюзии. Хитрость.