Ни одна громкая премьера не обходится без его участия: «Аритмия», «Садовое Кольцо», «Годунов», «Обычная женщина», «Текст», «Территория», «Хрустальный», «Клиника счастья». За один 2021 год он снялся в 18 проектах! Как актеру удалось сломать стереотипы – далее в обзоре.
Тульский «фашист»
Своей необычной фамилией Николай был обязан предкам – поволжским немцам. Когда именно они переехали из Германии в Россию, он не знал. Ему было известно только то, что до начала Великой Отечественной войны бабушка с дедушкой жили на Волге, а потом, как и другие этнические немцы, были депортированы в Сибирь. После реабилитации они смогли вернуться, но путь в большие города им был закрыт, и семья поселилась под Тулой, где и вырос Николай.
Мать актера была из русских крестьян, а отец – настоящий немец. И сын говорил, что в нем самом всегда словно уживались два человека: один с распахнутой русской душой, другой с немецкой рачительностью и педантичностью в делах. В детстве ровесники дразнили Николая фашистом и часто поколачивали. А он, хотя и обладал крепким телосложением, в силу природной доброты и мягкости не мог отвечать им тем же.
Когда в 1990-е гг. в Германии был принят закон о репатриации, многие поволжские немцы решили уехать из России. Этой идеей загорелся и отец Николая. Однако его не поддержали ни дети, не жена. Сын на тот момент уже учился актерскому мастерству в колледже культуры и искусства и засомневался в том, что за рубежом сможет воплотить свою мечту об актерской профессии. Так они всей семьей и остались в России, а сестры отца с детьми эмигрировали в Германию.
Как провинциальный актер взял столицу осадой
В их колледже набирал свой курс главный режиссер Тульского ТЮЗа, Шрайбер поступил к нему и уже через год начал выступать на театральной сцене. После окончания колледжа Николай предпринял попытку продолжить учебу в столичном театральном вузе, но ни в один из них его не приняли. И тогда он отнес документы в Ярославский государственный театральный институт. Их курс стал костяком труппы местного драмтеатра, которому Шрайбер отдал 15 лет своей жизни.
Возможно, он так и остался бы в Ярославле, и о нем никогда бы не узнали миллионы зрителей по всей стране – в столицу Николай не рвался, о кино не мечтал и был вполне доволен своей судьбой: в театре он был занят во многих спектаклях и творческого голода не ощущал. Но в Ярославль часто приезжали киноэкспедиции из столицы, и на эпизодические роли приглашали местных актеров. Так Шрайбер начал сниматься в кино.
Выбор режиссеров часто падал на Шрайбера, и сам актер объяснял это такими своими преимуществами: «Я большой, фактурный и не тупой». При росте 196 см, крепком телосложении и чертах лица, о которых обычно говорят «вырублены топором», он, конечно, поначалу получал однотипные роли – бандитов, рецидивистов и прочих громил и верзил.
Он начал сниматься в кино в 25 лет, но его первые роли были эпизодическими и малозаметными. Их не помнили не только зрители, но и сам актер – он признавался, что его первый выход на площадку не стал для него событием и ничем особенным не запомнился. Но при этом на протяжении 10 лет Николай ездил в Москву на кастинги и взял столицу осадой.
Звездный час
Его судьба изменилась, когда он познакомился с режиссером Борисом Хлебниковым. Его фильм «Аритмия» сыграл поворотную роль в карьере Шрайбера, а работа с ним стала творческой отдушиной. Знаковым оказался для актера и выбор места съемок – его родной Ярославль. Артистов консультировал врач, проработавший на скорой помощи четверть века – возможно, благодаря его советам перевоплощение актеров в бригаду скорой и вышло таким правдоподобным и убедительным. В итоге фильм получил несколько призов на отечественных и международных кинофестивалях.
После этого режиссеры засыпали Шрайбера новыми предложениями. Их было так много, что актеру пришлось уйти из театра. С тех пор его съемочный график был расписан по месяцам: несколько сезонов сериалов «Ольга», «Гранд», «Отель «Элеон», «Обычная женщина», сериалы «Годунов», «Садовое Кольцо», «Специалист», «Бихэппи», «Территория», «Клиника счастья», «Хрустальный», фильмы «Последний богатырь», «Текст», «Лед-2». Диапазон его ролей сегодня невероятно широк и многообразен.
Номер два
О главных ролях и всенародной популярности Шрайбер никогда не мечтал. Кажется, он напрочь лишен тщеславия, которым грешат большинство его коллег. У него никогда не было амбиций выбиться в звезды №1 и получать самые высокие гонорары. На протяжении 15 лет актер выступал на сцене драмтеатра Ярославле и не стремился во что бы то ни стало попасть в кино – он считал, что «только в театре возможно полное творческое самовыражение».
Быть «на вторых ролях» для него – не признак неуспеха, а своеобразная миссия: «Я по натуре скорее «второй». Мои заслуги не всегда видны… Это не тень – определенная позиция. Возьмите Станиславского и Немировича-Данченко. Оба начинали как режиссеры, но в какой-то момент Немирович-Данченко осознал свое предназначение и сказал: «Нет, Константин Сергеевич, давай ты будешь главным, а я – «завхозом». И без него не было бы многих достижений великого Станиславского».
Для многих до сих пор остается загадкой, как ему удалось из актера-эпизодника превратиться в одного из самых узнаваемых и востребованных артистов, специально под которого сегодня в сценариях прописывают роли. Он долгое время оставался в тени харизматичных главных героев, но относился к своим «вторым ролям» так, что они в итоге ничем не уступали центральным. Николаю Шрайберу удалось сломать стереотипы о типажах и выбиться из того амплуа, которое диктовали его внешние данные, далекие от стандартов красоты. Все-таки «номер два» иногда может стать «номером один».
Смешению кровей обязаны своей эффектной внешностью и бурным темпераментом и коллеги Николая Шрайбера: 5 современных российских актрис с цыганскими корнями.