Никола Пуссен: величайший французский художник, чьи теоретические выкладки стали основой академизма
715
просмотров
Никола Пуссен (Nicolas Poussin: родился в июне 1594-го — умер 19 ноября 1665-го) — гениальный французский художник XVII века, родоначальник классического направления в живописи. Творчество Никола Пуссена оказало неоценимое воздействие на развитие изобразительного искусства. Биографию мастера удалось восстановить благодаря сохранившимся письмам.

Никола Пуссен и его картины — неисчерпаемый источник вдохновения для художников прошлого и настоящего. Методы выражения живописца считаются в классицизме эталоном. Большинство его работ связано с мифологическими и библейскими сюжетами.

Биография Никола Пуссена

Никола Пуссен появился на свет на севере Франции, в Нормандии, дата его рождения точно не установлена. Сведения о семье будущего гения и его ранних годах очень скудны. Юноша изучал латынь в Руане, в школе иезуитов, брал уроки рисования у Квентина Варена (Quentin Varin).

Никола Пуссен. Картина «Мученичество святого Эразма», 1629

В 18 лет Никола Пуссен сбежал из семейного гнезда в столицу. Творческая жизнь в Париже била ключом, искусство процветало, но стать «своим» в замкнутой гильдии живописцев и скульпторов было весьма непросто.

Никола Пуссен. Картина «Вдохновение поэта», 1630

Пуссен постигал азы мастерства у портретиста Фердинанда ван Элле (Ferdinand Elle), потом перешел в подмастерья к Жоржу Лаллеману (Georges Lallemand), живописцу-историку, но не сошелся с ним характерами. Никола, обладавший ярко выраженной индивидуальностью, не принимал студийную систему: всю свою творческую жизнь он писал медленно и тщательно, предпочитая работать в одиночку.

Никола Пуссен. Картина «Похищение сабинянок», 1638

У молодого человека накопились внушительные долги. Он возвратился в отчий дом, но в 1616-м вновь уехал в Париж для изучения анатомии и перспективы. Благодаря дружбе с камердинером Марии Медичи Александром Куртуа (Alexandre Courtois) художник смог посещать Лувр. Собственный стиль Никола Пуссена формировался под влиянием картин Рафаэля (Raffaello Santi) и Джулио Романо (Giulio Romano).

Центром искусства тогда был Рим, о котором наш герой страстно мечтал. Две попытки уехать оказались неудачными: в первый раз художник сумел добраться только до Флоренции, во второй — задержался в Лионе. Здесь он создал одну из самых значимых своих картин, которая долгое время считалась утерянной — «Успение Богородицы».

Никола Пуссен. Картина «Успение Богородицы», 1623

Наконец живописцу улыбнулась удача, и в 1624-м тридцатилетний Никола Пуссен обосновался в Риме на долгие 16 лет. Он посещал церкви и монастыри, исследовал труды Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci), Дюрера (Albrecht Dürer) и других великих мастеров эпохи Ренессанса. Его вдохновляли картины Тициана (Tiziano Vecellio), Аннибале Карраччи (Annibale Carracci), а к наследию Микеланджело (Michelangelo Buonarroti) Пуссен остался совершенно безучастен. Он терпеть не мог творчество Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) и считал, что тот был рожден, чтобы уничтожить живопись.

Никола Пуссен. Картина «Чудо св. Франциска Ксаверия», 1641

В столице Италии Пуссен познакомился с кардиналом Франческо Барберини (Francesco Barberini il Vecchio). «Разрушение Иерусалима», написанное по заказу высокого покровителя, стало первой значимой работой итальянского периода. Оригинал картины не сохранился, а вторая ее версия находится в Музее истории искусств в Вене.

Среди других известных произведений того времени выделяется «Смерть Германика» — шедевр, ставший символом классицизма. Всем созданным в Риме картинам присущи ясность идеи, четкость композиции и мягкость цветового решения.

Никола Пуссен. Картина «Смерть Германика», 1627

Достигнув успеха на чужбине, художник приобрел много заказчиков и на родине. Среди них был знаменитый кардинал Ришелье, который купил несколько картин Пуссена. Живописцу обещали выгодные условия, если он согласится вернуться во Францию. В переписке с друзьями Никола выражает опасения, что «совершает безрассудство», но все же на исходе 1640-го прибывает в Париж и проводит там следующие два года.

Никола Пуссен. Картина «Ревекка у колодца», ок. 1648

Выполнив взятые обязательства, в 1642 году Пуссен мчится обратно в любимый Рим. Его мастерство достигает апогея. Эпикурейские мотивы практически исчезают, художник все больше интересуется античной тематикой, пишет пейзажи.

Никола Пуссен. Картина «Рождение Вакха и смерть Нарцисса», 1657

В 1664 году Никола Пуссен овдовел. Спустя год после кончины супруги, 19 ноября 1665 года, живописец умер.

Самые известные картины Никола Пуссена

Картины Никола Пуссена подчинены принципам рационализма, в них нет ни малейшего намека на вычурность. Композиция безупречна, лишние детали отсутствуют. Среди лучших произведений художника:

  • «Смерть Германика» (1628) — композиция выстроена подобно античному барельефу.
  • «Чума в Азоте» (1630) — картина создана под впечатлением от эпидемии бубонной чумы, свирепствовавшей тогда в Италии.
  • «Царство Флоры» (1631) — в основе сюжета лежат овидиевы «Метаморфозы»: герои, умирая, превращаются в цветы.
  • «Пейзаж с Диогеном» (1648) — за основу взят эпизод из трактата Диогена Лаэртского.
  • «Вознесение святого апостола Павла» (1650) — парящие в воздухе фигуры кажутся устойчивыми, будто поднимающая их сила и сила земного тяготения равны.
  • «Аполлон и Дафна» (1664) — последняя, оставшаяся незавершенной работа автора.
Никола Пуссен. Картина «Чума в Азоте», 1630
Никола Пуссен. Картина «Царство Флоры», 1631
Никола Пуссен. Картина «Пейзаж с Диогеном», 1648
Никола Пуссен. Картина «Вознесение святого апостола Павла», 1650
Никола Пуссен. Картина «Аполлон и Дафна», 1664

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится