Таяние снега и вестники весны в работах А. К. Саврасова
Без сомнения, всем хорошо известны работы художника-передвижника Алексея Кондратьевича Саврасова, посвященные родной природе. По словам современников, именно он стал зачинателем подлинно реалистичного, пронизанного любовью к своей земле русского пейзажа. Весна на его полотнах запечатлена почти документально – слякоть и серое небо, чернеющие силуэты птиц и тонкие ветви, тающий снег и первые робкие солнечные лучи.
Передвижников критиковали за отказ следовать идеализированному языку академизма, упрекали в «некрасивости», а их способность видеть нечто прекрасное в истинном облике неяркой русской природы казалась подчас оскорбительной тем, кто привык к солнечным итальянским пейзажам. Однако именно картина Саврасова «Грачи прилетели» стала не просто известной – а культовой. В ней – тревога и облегчение, надежда и легкая печаль.
«Март» Исаака Левитана
Исаак Ильич Левитан – художник-пейзажист, чье имя связано с подлинным расцветом отечественной пейзажной живописи – несмотря на то, что долгое время ему отказывали даже в праве называться художником. Уже в юные годы демонстрировал значительные успехи в живописи и получал хвалебные отзывы от маститых мастеров, однако в 1879 году семье восемнадцатилетнего Левитана было предписано покинуть Москву по царскому указу. В годы ученичества он встретил немало критики и даже оскорблений – некоторые преподаватели считали, что его происхождение не позволит ему по-настоящему почувствовать душу русской природы. Он не получил звания художника после окончания училища. Однако со временем приобрел достаточно широкую известность, возглавлял пейзажный класс в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста, активно участвовал в деятельности Товарищества передвижных выставок. На его счету множество прекрасных пейзажей, суровых и лиричных, печальных и воодушевляющих. А картина «Март» Левитана, пожалуй, знакома всем от мала до велика. Сколько школьных сочинений было написано об оттенках тающего снега и теплом свете солнца, пронизывающем пространство полотна! В ней – удивительно точное отражение скромной палитры весенней природы и ее неброская красота.
«Весна» Шарля-Франсуа Добиньи
Барбизонская школа живописи – одно из первых реалистических направлений в европейской пейзажной живописи. Отказавшись от идеальных «итальянских» пейзажей, художники обосновались в небольшой деревушке под названием Барбизон, чтобы живописать суровый крестьянский быт, густые леса, золотые поля и пасмурное небо с редкими лучами солнца. Яркий ее представитель, Шарль-Франсуа Добиньи, стремился к точному и честному отображению действительности. Он утверждал, что автор картины не вправе добавлять что-то «от себя», приукрашать видимую им реальность. О художнике говорили, что он «понимает природу». Тогда как многие его товарищи в погоне за предельным реализмом изображали природу французской сельской местности в мрачных тонах, на полотне Добиньи «Весна» мир предстает полным красоты и лиричного ликования.
«Весна» Жана-Франсуа Милле
Не менее знаменит и другой представитель барбизонской школы – Жан-Франсуа Милле. «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — говорил он о себе, будучи выходцем из маленькой деревушки Грюши. Потому основной темой его творчества стал нелегкий сельский труд. Сбор колосьев, молитва после тяжелого дня, деревенские виды… Милле, в отличие от своих коллег, не писал с натуры, однако тщательно изучал и детально запоминал полюбившиеся ему уголки природы, чтобы запечатлеть в своих работах. «Весна (радуга над садом)» стала первой в серии картин «Времена года», заказанной коллекционером Фредериком Харманом – и одной из последних в жизни художника.
Импрессионистская весна Клода Моне
Живопись импрессионистов, дав, по сути, начало модернистскому искусству и проторив путь всем последующим экспериментальным направлениям, во многом была гораздо честнее и реалистичнее академической. Она демонстрировала мир не в его «эталонном», «правильном», замершем и статичном состоянии, а схватывала моментальное восприятие, мельком брошенный взгляд наблюдателя. Важным условием для художников-импрессионистов была работа на пленэре, позволяющая наблюдать природу во всем ее непостоянстве. Оттого в них и такое потрясающее многообразие оттенков, живость атмосферы, ощущение движения…
Полотна выдающегося импрессиониста Клода Моне, посвященные весенним дням, полны цветущих ветвей, отражений и бликов, солнечного цвета, прозрачного воздуха и небесной синевы. И, конечно, появляются там женские образы, едва уловимые, ускользающие и неразрывно связанные в своей естественности с юной пробуждающейся природой.
«Мартовское солнце» и «Весенний солнечный день» К.Ф.Юона
Константин Федорович Юон – русский и советский художник-живописец, мастер пейзажа. В его творчестве широко представлены пейзажи, виды русских городов – Москвы, Нижнего Новгорода, Сергиева Посада. В них архитектурные памятники и народные гуляния, традиционный русский быт, давно ушедший в прошлое… Полотно «Весенний солнечный день» посвящено первым дням весны в Сергиевом Посаде. Вдали – силуэты церквей, а на их фоне разворачивается привычная тихая жизнь – прогуливаются женщины, играют дети, птицы сидят на ветках.
«Мартовское солнце» воспевает первые дни календарной весны. «Зима недаром злится, прошла ее пора» - и вот уже оттенки синеющего неба и теплых лучшей солнца смешаны с пестротой тающего снега и обнажающейся навстречу теплу земле.