С давних времен в Баварии (Германия) считалось, что красиво украшенный или расписанный дом подчеркивает особый статус владельца и его благосостояние. Поэтому мало-мальски зажиточные люди способами старались выделить свое жилище всеми доступными. Кто покупал готовые шедевры и украшал фасад дома, а кто нанимал художников и резчиков по дереву, чтобы с их помощью создать уникальные украшения.
В середине XVIII на этом поприще решил попробовать свои силы молодой и амбициозный художник-декоратор – Франц Сераф Цвинк (1748 – 1791). Изучая работы великих художников, он решил поэкспериментировать и на фасаде своего дома написал удивительную объемную фреску, главным героем которой стал покровитель всех влюбленных Св. Непомука.
Люди, которые впервые видели его творение, были так поражены и восхищены, что даже придумали названию такой технике рисования – Luftlmalerei (люфтмалерай), что в переводе означает «воздушная живопись».
С тех пор не было отбоя от желающих расписать свои дома необыкновенными фресками. Даже совсем небогатые люди считали своим долгом украсить свое жилище столь восхитительными сюжетами. Таким образом, буквально за несколько лет вся деревня превратилась в настоящую галерею, в которой фасад каждого дома стал уникальным.
Поскольку в этом альпийском селении с давних времен проводилась живая мистерия и театральные представления «Страсти Христовы», то теперь декорации не требовалось создавать специально (как это было раньше), ими стали расписные здания живописной деревушки.
Теперь каждый фасад являл собой произведение искусства и нес свою эмоциональную нагрузку в празднестве, на котором присутствовал даже король. На коронованную особу столь необыкновенные объемные фрески тоже произвели неизгладимые впечатления, и в благодарность за такое великолепие он подарил общине мраморное распятие.
Действительно, глядя на величественные колонны, эркеры, ставни, не сразу и определишь, что они ненастоящие, а всего лишь нарисованные на штукатурке. Но не только эти элементы украшают жилища сельчан, на некоторых можно увидеть мотивы из светской жизни людей тех времен, сказочные сюжеты, в которых явно угадываются всеми любимые герои произведений.
На других – библейские сюжеты, исторические события и лики героев или святых. На особняках, которые раньше служили лавками, харчевнями или постоялыми дворами, вместо обыденной вывески можно было увидеть оригинальную роспись и витиеватую надпись, красноречиво оповещающую о том или ином заведении.
Но каков бы ни был сюжет, маэстро даже мелочам и деталям уделял максимум внимания, прорисовывая каждый штрих и загогулинку. Благодаря такому усердию и увлеченности, все его работы были сделаны не только тщательно, но и с душой, что невольно вызывает восхищение самим человеком, который столько любви и труда вложил в каждый элемент своего бессмертного творения.
Поскольку слава о необычной росписи разнеслась далеко за пределы этой местности, художника стали приглашать и в другие города богатые владельцы особняков. Со временем появились последователи столь уникальной техники, но тем не менее именно Франца Цвинка называют — отцом баварской «воздушной живописи».
Поскольку этот вид живописи требует постоянного обновления и специального ухода, то появлялись молодые мастера, которые не только поддерживали в надлежащем виде фрески самого мэтра, но и создавали свои на вновь построенных домах.