Костюм чумного доктора
До XVII века врачи, пытающиеся обуздать чуму, не имели никакой специальной одежды. Лишь в 1619 году главный придворный медик Шарль де Лорм, служивший последовательно французским королям Генриху IV, Людовику XIII и Людовику XIV, предложил полную модель одеяния, которое должно было защитить лекаря от черной смерти, а последнюю буквально напугать. Пугались, правда, по большей части окружающие: раз поблизости появился чумной доктор, значит, смерть ходит рядом.
Идею костюма де Лорм придумал исходя из кроя кожаного доспеха легкой пехоты. Поэтому, помимо маски с клювом и стеклянными глазами, чумное одеяние включало в себя длинный плащ, начинавшийся от шеи и заканчивающийся в районе лодыжек, узкие брюки, перчатки, высокие ботинки и широкополую шляпу, под которую надевали капюшон с пелериной. Все это великолепие изготавливалось из вощеной кожи или, на худой конец, из пропитанного воском плотного холста, чтобы максимально защитить доктора от болезнетворного воздействия.
Поскольку в Средние века считалось, что люди заражаются чумой, потому что вдыхают «болезнетворный запах», чтобы перебить его, в «клюв» клали ударную дозу пахучих лекарственных трав, проделывая для вентиляции лишь две небольшие дырочки. Защищал птичий атрибут и почтенную публику — от запаха самого доктора, который в профилактических целях беспрестанно жевал чеснок. Кроме того, чумные врачи носили на шее поммандер — что-то вроде ладанки на цепочке, в которую клали все те же лекарственные травы.
Довершала жуткую картину трость для обследования (чтобы не прикасаться руками к больным) и самозащиты от особенно приставучих пациентов, а еще скальпель для вскрытия бубонов.
Колпак смертника
В XIII веке по Южной и Центральной Европе стали ходить босые люди в странных колпаках из накрахмаленного полотна или твердой бумаги (капиротах) с плетками в руках. Этими плетками они хлестали самих себя. Людей назвали бичующимися, или флагеллантами (от латинского flagellare — «хлестать, сечь, мучить»), а их высокие и узкие головные уборы и вовсе пережили своих создателей. Движение бичующихся сначала было в большой чести у тогдашнего населения, любящего аскезу, но потом почему-то стало осуждаться и в 1349 году папа Климент VI флагеллантство запретил. Но необычные колпаки запомнили, обтянули тканью и стали надевать на тех, кто был осужден на смертную казнь.
Позже капироты стали носить во время празднования Пасхи и Страстной недели. Такие головные уборы до сих пор надевают в Испании босоногие участники процессий на Страстной неделе, которых называют nazarenos — «кающиеся грешники». Интересно, что очень похожие на капироты колпаки носили представители ку-клукс-клана — те самые, что боролись не только за чистоту американской нации, но и против католицизма, которому и принадлежит идея создания капиротов.Удивительно, что позже похожие головные уборы, но уже с тканью, спускавшейся ниже плеч, и прорезями для глаз, станут ассоциировать с исполнителями самой казни — палачами. Хотя массовое использование маски палача — миф. Как правило, эти люди работали без каких-либо масок, все в городе и так знали слугу смерти в лицо, ему незачем было прятаться. По крайней мере, это верно до конца XVIII века. Хотя один достоверный случай, когда на палаче была маска, истории все же известен: это была казнь английского короля Карла I.
Штаны из покойника
А вот этот жуткий обычай был распространен только в Исландии и довольно недолго — в течение XVII века. Науброук — это нижнее белье, сделанное из... кожи покойника. В переводе с исландского слово nábrók означает «некроподштанники». Сварганить такой аксессуар — задача не из легких. Во-первых, нужно заручиться разрешением человека использовать его кожу после смерти. Последний должен быть мужского пола, да к тому же женат. Во-вторых, дождаться похорон и, набравшись храбрости, вырыть труп из могилы, а затем так мастерски содрать с него кожу, начиная чуть ниже пупа и до самых кончиков пальцев ног, чтобы в науброуке не оказалось не то что дырки, но даже царапины или пореза.
Третьим пунктом станет воровство монеты у бедствующей вдовы — на Рождество или Пасху. Монетку нужно положить в мошонку науброука вместе с написанным на клочке бумаги гальдраставом — магическим руноподобным знаком, которые использовались в магии исландцев в раннем Средневековье. Дело сделано: достаточно надеть некроподштанники и ждать потока денег (для их привлечения вся процедура и затевалась). Причем как для себя, так и для своих потомков. А чтобы не попасть в ад после смерти, нужно обязательно еще при жизни найти желающего получить штаны из мертвеца и передать их новому хозяину. И на то была своя процедура. В общем, страшное колдовство было у викингов.
ЕЕдинственный науброук (или его качественная реплика), дошедший до наших дней, хранится в Музее исландского колдовства и черной магии в деревне Хоульмавик (Исландия).
Костюм прокаженного
Сегодня лепра входит в список так называемых забытых болезней, которые актуальны разве что в странах третьего мира. А в Средние века от проказы не был застрахован никто. Недуг не умели лечить, и он всегда приводил к гибели. Поэтому больных заранее отпевали в церкви. Кроме того, проказа была законным поводом для развода. А еще у несчастных забирали одежду и выдавали другую, чтобы зараженных было легче узнать. Как правило, это был тяжелый и длинный балахон с капюшоном и шляпа.
Больные также должны были носить при себе рог, трещотку или колокольчик, чтобы предупреждать о своем приближении громкими звуками. Заслышав характерное бряцанье, те в страхе разбегались. Прокаженным запрещено было входить в церковь, трактиры, прикасаться к чужим вещам, говорить с людьми, стоя против ветра, мыться в проточной воде и пить ее. При неисполнении этих строгих правил больной помещался в лепрозорий, из которого уже не выходил.
Костюм ряженого
Во многих деревушках и даже городах Европы, особенно в Италии, на Балканах, в Болгарии, Венгрии и Румынии, до сих пор соблюдаются языческие традиции, когда люди переодеваются в шкуры козлов, медведей, кабанов, оленей и прочих косматых и рогатых существ. На лицо при этом надевают ужасные маски или вовсе его прячут. Типичный пример — ежегодный карнавал перед началом Великого поста в маленьком городке Мамояда, что в центральной части Сардинии. Традиции карнавала — одни из древнейших в Италии: упоминания о них встречаются уже с IV века. Одни из главных героев праздника — мамутоны, люди, переодетые в звериные шкуры и увешанные колокольчиками. Лица их закрыты черными деревянными масками. Они угрюмо движутся по улицам и звенят. Выглядит жутко.
Подобные переодевания приурочены к древним праздникам, которые позже, как и в нашей стране, трансформировались в Рождество или Святки и, как правило, связаны с днями солнцестояний. А некоторые, как и прежде, остались языческими — например, Масленица. Наши предки верили, что, перевоплощаясь в страшных существ, можно отпугнуть демонов или, наоборот, оказать им честь, а потом выторговать какие-нибудь бонусы вроде хорошего урожая на будущий год. Похожую роль в традиционных сообществах выполняли и выполняют до сих пор не менее устрашающие шаманские маски: отпугивают злых духов или, наоборот, позволяют войти с ними в контакт.