Причины «озеленения» брендов: экология и экономика
Не секрет, что модная индустрия – это не только ежегодные новые коллекции, громкие показы, красивые витрины бутиков и броские фотографии в социальных сетях, но и второй по объему отходов источник загрязнения пресной воды (первое место журнал Natural Science все же отдает сельскому хозяйству). Кроме того, fast fashion с постоянным обновлением ассортимента и бесконечной гонкой за прибылью под лозунгом «удиви покупателя» производит страшное количество… мусора. Более семидесяти процентов произведенной в мире одежды и других изделий из текстиля отправляется… на свалку. Иногда, конечно, такие невостребованные остатки просто сжигают – но это не лучшее решение для экологии. И лишь четверть всей «ненужной» одежды отправляется на переработку или используется повторно.
Насколько это опасно для человечества? Пример мы видим в чилийской пустыне Атакама, где находится крупнейшая… свалка одежды. Да-да – туда свозится от сорока до шестидесяти тонн выброшенной одежды каждый год. Причем часть – совершенно новая, ее просто не удалось распродать, например, «уродливые» рождественские свитера, которые покупают, поддавшись атмосфере праздника, но не надевают никогда. Почему Чили? Потому что в странах Европы выбрасывание одежды в таком объеме попросту запрещено. Но ведь есть другие страны, которые можно использовать как мусорный полигон!
Местные жители – неподалеку располагается портовый город – частично решают эту проблему, отбирая некоторые вещи для себя или для продажи. Наиболее предприимчивые собирают одежду тех брендов, которые не представлены в странах Латинской Америки, вывозят ее и делают на этом бизнес. Однако свалка прирастает несколькими десятками тонн ежегодно. Естественно, организации по защите окружающей среды и даже целые политические партии оказывают давление на бренды, чтобы хоть как-то решить проблему сверхпотребления – и сверхвыбрасывания.
Впрочем, возможно, скоро она решится сама собой: с 2020 года модная индустрия проходит череду кризисов, один неприятнее другого. Локдауны, политическая нестабильность, «поломка» привычной логистики, истощение ресурсов – все это влияет на выручку компаний и стимулирует искать новые способы получения сырья, в том числе и более экологичные.
Габриэла Херст: лидер по экологичности бренда
Габриэла Херст – бывшая жена художника-концептуалиста Демьена Херста. Она не только одной из первых заговорила об ответственности брендов за экологический кризис, но и перешла к решительным действиям. В ее планах – полный отказ от первичного сырья. Полный – то есть абсолютно все новые коллекции должны отшиваться из старых вещей, неликвидных остатков (так называемого дедстока, как ее мужская коллекция 2021 года) или винтажных тканей. Также для упаковки изделий используются переработанные биоразлагаемые материалы.
Miu Miu: дорогое новое из дорогого старого
Miu Miu, «молодежный» бренд Миуччи Прада, запустил эксклюзивную коллекцию из восьмидесяти платьев, созданных из не менее эксклюзивных винтажных вещей, найденных байерами бренда на барахолках по всему миру. Также Miu Miu создали совместную коллекцию с Levi's из переработанного денима.
Ganni x Levi’s
С Levi's сотрудничал и молодой скандинавский бренд Ganni, причем дважды. Первая их совместная капсульная коллекция из винтажного денима, Love Letter, была самой радикальной – ее нельзя было даже купить! Только арендовать. Тем самым марки пытались привлечь внимание к альтернативным способам потребления – апсайклингу, переработке, аренде вместо покупки. Вещи подразумевают несколько способов ношения – интересный способ получить нечто новое, не покупая лишнего.
Вторая коллекция стала доступнее для потребителей. Для ее производства использовалось конопляное волокно, гораздо более «экономное» в плане использования природных ресурсов.
JW Anderson: сделано в Британии
За прошедшие несколько лет у брендов накопилось немало остатков на складах – виной тому и пандемия, и закрытие магазинов, и потеря рынков… За 2020 год бренды накопили нераспроданных остатков на 160 миллиардов евро. Джонатан Андерсон, креативный директор JW Anderson, уже не впервые работает с апсайклингом (перешиванием старых вещей для создания новых) – он перерабатывал модели для Loewe.
В период локдауна ему пришла в голову идея капсульной коллекции Made in Britain. Правда, в ней всего шесть изделий – они сшиты из остатков тканей прошлых сезонов. Массовое производство апсайкл-изделий часто затруднено сложностями с раскроем, однако Made in Britain – в числе первых ласточек нового подхода.
Марин Сьерр – дизайнер будущего
Марин Сьерр – восходящая звезда, ее называют главным дизайнером нового поколения, и не только потому, что ее коллекции свежи и оригинальны. «Для меня важно выстроить настолько экологичный процесс производства одежды, насколько это возможно» - говорит Марин. Бренд небольшой, в штате меньше ста сотрудников, Сьерр не стремится к сверхприбыли и высокой скорости производства.
Модели на подиуме появляются в платьях и рубашках, сшитых из скатертей и салфеток с вышивкой, ожерельях из винтажных камней и изогнутых ложек... Ее коллекции на 45% состоят из переработанных материалов (ее фирменные водолазки и леггинсы с принтом в виде полумесяца, сидящие как вторая кожа – их нужно носить под романтичные платья) и еще на 45% - из перешитых вещей.
Asos – коллекция из «отходов производства»
Бренды масс-маркета (собственно представители fast-fashion) тоже не отстают. Например, Asos, один из самых популярных интернет-магазинов одежды в мире, имеет собственную линию одежды, созданную из остатков производства и невостребованных вещей. Она вдохновлена модой девяностых годов. В ней можно увидеть футболки, будто бы вытравленные «белизной», комбинированные топы из обрезков, романтические блузы сложного кроя.