Одна могила на двоих: почему 22-летнюю модель художника Амедео Модильяни похоронили вмести с ним
1,062
просмотров
Имя Жанны Эбютерн неотделимо от имени Амедео Модильяни. Удивительная и трагическая правда заключается в том, что именно смерть, а не жизнь, навсегда связали их вместе. Жанна покончила с собой на следующий день после смерти Модильяни и была похоронена в той же могиле. Она не дожила до своего 22 дня рождения.

Знакомство

Весной 1917 года Модильяни был представлен прекрасной 19-летней студентке по искусству по имени Жанна Эбютерн. Они встретились в Академии Коларосси. Модильяни также посетил академию, чтобы писать портреты моделей. У Жанны была красивая фигура, похожая на амфору. Раскачивающаяся походка девушки на высоких каблуках напоминала движение водорослей. У нее был необычайно бледный цвет лица и великолепные каштановые волосы. Жанна была молчалива, даже меланхолична. Современники вспоминали, что ее взгляд был серьезным и глубоким.

Скульптор Ханна Орлофф, их общая подруга, помогла им познакомиться друг с другом. Когда Модильяни начал встречаться с Жанной, все его друзья и вся богемная среда признали ее законной супругой. До встречи с ним Жанетт (как все ее называли) не принадлежала богемам, хотя она была известна как молодая художница и студентка Академии Коларосси. Жанне пришлось отречься от своей набожной римско-католической семьи за связь с Модильяни, которого родные посчитали недостойным своей дочери. Несмотря на возражения ее семьи, они вскоре начали жить вместе.

Жанна стала главной моделью Модильяни. Художник изобразил свою возлюбленную в более чем двадцати работах. В 1918 году художник со своей моделью покинули Париж и отправились в Ниццу и Кань-сюр-Мер. 29 ноября 1918 года Жанна родила дочь, которую они назвали Жанна. А через полгода Эбютерн снова забеременела. Модильяни официально признал свою дочь и обручился с Жанной, несмотря на то, что родители последней были против брака (главная причина - репутация Модильяни как алкоголика и наркомана). Планам счастливой семьи не суждено было сбыться. И проблема была не в родителях. Модильяни обнаружил, что у него тяжелая форма туберкулеза.

Семья Жанны

Жанна происходила из обычной мелкобуржуазной семьи, которая жила в Латинском квартале недалеко от Пантеона. Ее отец, старший бухгалтер в универмаге, увлекался французской литературой XVII века. У Жанны был брат Андре, который был на четыре года старше сестры. Дети рано начали проявлять свой художественный талант. И родители, к частью, поощряли их склонности, убеждая детей, что талант может сделать их знаменитыми и обеспеченными. Жанна последовала примеру старшего брата и начала изучать живопись в Школе декоративных искусств.

Родители Жанны были простыми людьми, которые обожали своих детей и желали им только лучшего. И поэтому вполне закономерно, что связь их любимой дочери с художником с сомнительной репутацией была для них неприемлема. В начале родители не знали об отношениях между их дочерью и знаменитым живописцем с дурной репутацией, который был старше Жанны на 14 лет. Когда отношения двух влюбленных завязались, Амедео и Жанна никогда больше не расставались, хоть и для Жанны это было большой моральной жертвой. Ей приходилось обманывать своих родителей и любимого брата, скрывая правду о романе с Модильяни. В марте 1918 года мать Жанны узнала, что ее дочь беременна. 23-летний Андре фактически разорвал отношения со своей сестрой. Впоследствии родители постепенно смирились с ситуацией, увидев, насколько глубоко влюблена их дочь.

Художественный талант Жанны

Жанна начала писать картины за два года до встречи с Модильяни. Она создавала многочисленные карандашные рисунки и акварели. Но Жанна никогда не выставлялась и не имела никаких контрактов с галереями. Без сомнения, Модильяни ценил ее талант, но, будучи самым беспощадным критиком своей работы, по собственному опыту знал, сколько ему пришлось потрудиться, чтобы стать Модильяни. Это объясняет, почему он никогда не выставлял работы Жанны рядом со своими, хотя и сам не дожил до признания своего творчества.

Впоследствии Модильяни, безусловно, повлиял на творчество Жанны. Однако, несмотря на все влияние Модильяни, их работы на общие темы демонстрируют существенные различия. Жанна была более внимательна к деталям интерьера, в которых они готовили портреты своих друзей. Работая над крупным планом или портретом на цветном фоне, Модильяни сосредотачивался на внутреннем мире героя, в то время как Жанна не проводила четких границ между моделью и фоном. Существуют заметные различия в том, как Жанна и Амедео описывали на своих полотнах одних и тех же моделей.

Полотно Жанны и Амедео
Полотно Жанны и Амедео

Трагедия

Жанна Эбютерн действительно была самоотверженно влюблена в Модильяни, но не смогла заставить его отказаться от алкоголя и наркотиков. И ничего нельзя было сделать с его хроническим туберкулезом, который в конечном итоге унес его жизнь. Она была его ангелом-хранителем, музой и моделью большинства его полотен.

Никто не может быть обвинен в том, что произошло в январе 1920 года. Жанна всегда была очень меланхоличной. По словам Станислава Фумета, близкого друга Андре и Жанны, девушка говорила о смерти и самоубийстве даже в 17 лет. Такие мысли все чаще нападали на нее в период ее знакомства и жизни с Модильяни: отсутствие честности с родителями, рождение незаконнорожденной дочери, обида брата, бесконечная нищета, неотапливаемое жилье, вторая беременность и неизлечимые болезни и привычки Модильяни... Все это неизбежно приводило Жанну к депрессии.

24 января 1920 года Амедео Модильяни умер от туберкулеза. Семья Жанны Эбютерн привела ее к себе домой. На следующий день после смерти Модильяни Жанна сбросилась из окна квартиры на пятом этаже, убив и себя, и своего нерожденного ребенка. Надгробная эпитафия Модильяни гласит: «Смерть настигла его на пороге славы», эпитафия Жанны: «Преданная спутница жертвы».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится