Начало актерской карьеры кота
О том, как складывалась его жизнь до 1949 года, увы, ничего не известно – но можно предположить, что была она несладкой – как у всех уличных бездомных кошек во все времена. Однажды этого кота обнаружила в своем саду жительница Лос-Анджелеса – она подобрала беднягу, отмыла, вылечила, приютила. Коту уже несказанно повезло, но потом случилось нечто совсем удивительное. Все дело в том, что в 1951 году в Голливуде объявили кастинг среди котов на главную роль в фильме «Ревень» («Рубарб») по одноименному роману Г. Аллана Смита.
Миссис Агнес Мюррей, хозяйка кота, решила попытать счастья со своим Рыжиком-Оранджи. Правда, шансы на успех были невелики – артиста отбирали среди нескольких тысяч кошек со всей Америки. Режиссеру Артуру Любину требовался кот со следами вольной жизни – старыми шрамами на морде и независимым нравом; и то, и другое у Оранджи было. Коту опять повезло – после просмотра фотографий, присланных миссис Мюррей, он был выбран для участия в фильме.
Правда, помимо Оранджи, в картине снималась еще пара десятков кошек – все дело в том, что выдержать съемочный процесс с его долгими перерывами между сценами, утомительным ожиданием и многочисленными трюками одной-единственной кошке было бы не под силу. Поэтому было решено снимать Оранджи в сценах с крупным планом, сделав кота «лицом» фильма, а каждая из кошек-дублеров выполняла свои 1-2 трюка. В кадре, таким образом, всегда появлялся бодрый, отдохнувший кошачий артист, и лишь самый внимательный зрительский глаз мог бы заметить отличия между животными.
Оранджи – «лицо» кинокартин
«Ревень» снимали на черно-белой пленке, поэтому актеры-коты могли быть разного цвета, главное, чтобы итоговый оттенок, появлявшийся в результате, был одинаковым для всех кошек (не годились ни черные, ни белые, ни двух- или трехцветные). Возглавлял дрессировочный процесс Фрэнк Инн (настоящее имя – Элиас Фрэнклин Фриман). Свою карьеру он начал еще в 30-е годы помощником дрессировщика знаменитого пса Скиппи, тоже звезды киноэкрана.
Инн принялся работать с кошками, каждую из них он обучал одному-двум трюкам. Дрессировщик нашел общий язык и с Оранджи, который порой держал себя довольно высокомерно – пусть и не стал еще на тот момент кинозвездой. Он мог царапаться и кусаться, дрался с котами-партнерами по площадке, да и с двуногими партнерами не церемонился. На выходе из павильона Фрэнк Инн стал оставлять собак –чтобы Оранджи не сбегал со съемок, как он это пытался делать.
По сюжету романа и фильма кот, ворующий мячи для гольфа, привлекает внимание одного миллионера. Тот решает изловить животное с помощью своего помощника, затея заканчивается удачно. Несмотря на то, что нрав кота отличается независимостью и строптивостью, с новым хозяином они становятся друзьями.
Через несколько лет миллионер умирает, оставив в наследство Ревеню (такое имя получил кот) огромное состояние, а в числе прочего - и бейсбольную команду – правда, неудачливую, из аутсайдеров. Опекун Ревеня превращает кота в талисман команды, игроки верят в то, что, погладив кота перед матчем, добьются успеха – так оно и происходит. Но этот живой талисман становится мишенью букмекерских интриг: его похищают; Ревеню удается бежать. Не обходится и без непременной аллергии на котов и даже любовной линии, которая в итоге приводит к рождению многочисленных котят – отпрысков Ревеня.
После этого фильма исполнитель главной роли часто так и звался – Ревень (Рубарб), но носить это имя официально не мог – права на него принадлежали автору романа. Поэтому в титрах Оранджи на протяжении всей карьеры именовался по-другому. Хоть Оранджи и оставался домашним любимцем своей хозяйки в перерывах между съемками, права на обучение и на работу с ним приобрел Инн.
Самый титулованный кот
Всего на счету Оранджи-Ревеня – около 500 фильмов и телевизионных программ. Но в истории кино он остался главным образом благодаря двум кинолентам – своей первой работе и «Завтраку у Тиффани», где он исполнял главную роль наряду с Одри Хепберн и Джорджем Пеппардом. Безымянный кот Холли Голайтли стал, конечно, звездой, символом картины. Снова не обошлось без дублеров – Фрэнк Инн, который продолжал работать с Рыжиком, собрал «команду» из десяти кошек. В этот раз фильм был цветным, поэтому и артисты все были рыжие.
Непонятно, фильм ли принес успех коту или кот – фильму, а скорее всего, верно и то, и другое. Сцена, в которой героиня Одри Хепберн прогоняет кота под дождь, считается одной из самых «отталкивающих» в карьере актрисы. За роль в фильме «Завтрак у Тиффани» Одри Хепберн была номинирована на «Оскар», а кот был удостоен своем второй премии PATSY Awards. Эта награда с 1951 года вручалась животным – исполнителям кино- и телевизионных ролей. Оранджи стал единственным, кто получил два приза: за свою первую роль и за участие в «Завтраке у Тиффани».
В фильмографии кота можно встретить и другие известные картины, в том числе «Невероятно уменьшающийся человек», «Жиго», «Дневник Анны Франк». Разумеется, такая работа хорошо оплачивалась: во всяком случае, за многолетнюю карьеру кот «заработал» для своего дрессировщика около четверти миллиона долларов. Оранджи прожил долгую жизнь, умер он в возрасте не меньше шестнадцати лет, по-видимому, от старости.
Его друг и дрессировщик Фрэнк Инн был одним из первых зоозащитников в Америке, спасал обреченных на эвтаназию животных, организовывал для них временные пристанища и находил постоянные дома. В этом, как и в его основной профессии, ему помогала жена Хуанита Инн.
Фрэнк Инн умер в 2002 году. Он похоронен в Мемориальном парке Форест Лоун на Голливудских холмах. Там же, неподалеку, покоится прах Оранджи.
Были "двойники" и у Одри Хепберн: среди советских актрис находили и "нашу" Софи Лорен.