«Оскар» за дебютный фильм
В детстве Надежде не мечтала стать актрисой – кино словно было для нее некой данностью, в которой она росла. Когда ей было всего 7 лет, отец решил снять ее в своем фильме «Утомленные солнцем», и для Нади это было не сбывшейся мечтой, а, скорее, первым ответственным делом. С осознанием этой ответственности, по ее словам, для нее закончилось детство, но об этом она никогда не жалела.
Все, что происходило на съемочной площадке, ее не пугало и не смущало – она была с головой погружена в процесс работы и невероятно увлечена им. Ей не приходилось играть и быть кем-то другим – ее героиня была похожа на нее саму, выросшую в большой семье и окруженную любовью и заботой, а рядом с ней всегда находился отец, Никита Михалков, который был не только режиссером, но и исполнителем главной роли, сыгравшим в фильме ее отца.
Благодаря тому, что отец всегда был рядом, Надя чувствовала себя легко и непринужденно, а на экранах выглядела невероятно органично. Однако сниматься у отца было непросто: она понимала его с полуслова, но очень боялась не оправдать ожиданий. Надя внимательно слушала все его советы и старалась следовать им беспрекословно. Из-за этого произошел неприятный инцидент: во время съемки эпизода в бане, пока Михалков объяснял задачи актрисе Ингеборге Дапкунайте, Надя от перегрева потеряла сознание. О том, что плохо себя чувствует, она даже не заикнулась – боялась подвести съемочную группу.
«Утомленные солнцем» были удостоены одной из самых престижных кинопремий – «Оскара». На церемонию вручения 8-летняя Надя отправилась вместе с отцом. К ней было приковано внимание больше, чем к самому режиссеру, ведь все знали о том, что талантливая маленькая актриса – его родная дочь. Для Нади это была первая поездка в Америку, и она запомнила ее на всю жизнь.
Все, что происходило перед церемонией и во время вручения премии, Надю утомляло намного больше, чем съемочный процесс. На бесконечных фуршетах ей страшно хотелось спать, а отец за это ее отчитал и сказал, что если она хочет оставаться со взрослыми, должна держать себя в руках, улыбаться и со всеми общаться.
Сама церемония длилась около 4-5 часов, и для маленькой девочки это было испытанием. Тем не менее она пыталась успокоить отца, который никак не мог унять волнение: «Слушай, что ты так нервничаешь? Что, от этого «Оскара» твоя жизнь зависит?» А потом их позвали на сцену и вручили долгожданную статуэтку. Тогда Надя не понимала, что происходит, и запомнила только ослепляющие вспышки фотоаппаратов.
Разные грани таланта
Конечно, после такого триумфального старта актерской карьеры Надежда просто не могла выбрать другую профессию. Еще во время учебы в школе она сыграла в небольшом эпизоде фильма своего отца «Сибирский цирюльникъ» и главную роль в фильме Тиграна Кеосаяна «Президент и его внучка», но после этого пропала с экранов на 10 лет.
Интересы Надежды Михалковой никогда не ограничивались кинематографом. По совету матери, которая была в молодости манекенщицей, она в 14 лет попробовала свои силы в качестве дизайнера, создала коллекцию надежды под брендом «Надин» и представила ее на конкурсе юных модельеров. Сегодня она не считает это серьезным и успешным опытом, но не жалеет о том, что проявила себя и в этой сфере деятельности. После школы Надежа изучала историю искусств в Италии, а затем поступила на факультет международной журналистики в МГИМО.
Свой выбор дочь знаменитого режиссера объясняла так: «Да, я получала не связанное с актерской профессией образование, чтобы расширить кругозор и иметь возможность не зависеть от предложений. Увы, у актеров сегодня есть работа, а завтра нет. Необходимые для профессии навыки я старалась получить, снимаясь четыре года в картине у папы. Можно сказать, прошла курс молодого бойца. А сейчас периодически обращаюсь к специалистам, беру курсы, что необходимо для роста в профессии».
Позже Михалкова занялась продюсированием и выпустила в этом качестве 3 проекта. Профессионального актерского и режиссерского образования она так и не получила, но выступала на театральной сцене и после 10-летней паузы продолжила сниматься в кино. Отказаться от предложений этих режиссеров Надежда просто не могла: ее отец снова доверил ей роль Нади Котовой в «Утомленных солнцем-2», а Резо Гигинеишвили, который в 2010 г. стал ее мужем, снял ее в главных ролях в фильмах «Без мужчин» и «Любовь с акцентом», а также в одной из ролей сериала «Последний из Магикян» и драмы «Заложники».
Конечно, в СМИ часто писали о том, что Надежда Михалкова стала актрисой только благодаря отцу и мужу, но за последние 10 лет она доказала, что может оставаться востребованной и успешной актрисой и без их поддержки и участия. Сегодня в ее фильмографии – около 30 ролей, среди которых самыми яркими стали, помимо «Утомленных солнцем», историческая драма «Сын отца народов», комедийная мелодрама «Батя», фильм «Московский романс», сериалы «Людмила Гурченко» и «Беспринципные».
В 2017 г. Михалкова дебютировала в качестве режиссера, выпустив молодежный фильм ужасов «Проигранное место». Ни у критиков, ни у зрителей он не заслужил высоких оценок, зато следующая ее режиссерская работа – короткометражка «One mango, please» – в 2021 г. получила премию «Золотой орел» в номинации «Лучший короткометражный фильм». В 2022 г. на экраны выйдет сериал «Номинация», в котором Надежда выступила как режиссер, сценарист и исполнительница главной роли.
Михалкова была заранее готова к потоку критики, который обрушится в ее адрес: «Самое последнее, что с моей̆ фамилией̆ можно было сделать, чтобы дать повод «доброжелателям пожелать мне удачи», – это начать снимать кино... Всегда скажут: папа сделал, сестра договорилась, но, когда у тебя есть цели и интерес намного шире, чем кому-то что-то доказывать, то ты точно не будешь стоять на месте, ты будешь двигаться вперёд».
Помимо разносторонней творческой карьеры, Надежда Михалкова занимается воспитанием двоих детей, которые родились в один день с разницей в два года, в браке с Резо Гигинеишвили. Супруги расстались в 2017 г. после 7 лет совместной жизни, но сохранили теплые взаимоотношения и продолжают вместе растить дочь Нину и сына Ивана. В одном из интервью Надежда пошутила, что могла бы выпустить книгу «Как правильно разводиться», ведь она сделала все от нее зависящее, чтобы дети любили и уважали отца и после их расставания.
Старшая сестра Надежды также давно доказала свою состоятельность как отдельная творческая единица: Секрет преображения и другие тайны Анны Михалковой.