Свобода выбора
Для Марии отношения родителей на всю жизнь остались эталоном. Они были удивительной парой, Иннокентий Смоктуновский и его Суламифь, Соломка, как он её называл. Она была мудрой женщиной, её мнением он дорожил, к советам её прислушивался. Впрочем, и сам Иннокентий Михайлович был человеком не только талантливым, но ещё и надёжным. С ним рядом вся семья была, действительно, как за каменной стеной.
Первое воспоминание детства у Марии связано, как это ни удивительно, именно с отцом. Когда девочке сделали прививку от оспы, малышке было очень плохо два дня. Отец всё это время практически не оставлял дочь ни на минуту: носил, укачивал, говорил какие-то слова. Только на руках у отца ей становилось легче.
Он гордился всеми её успехами, будь то первые уроки плавания или удачно сыгранная пьеса на фортепиано. Он помогал ей делать уроки и собственноручно смастерил красивые картонные часы для уроков английского языка.
Когда Мария увлеклась балетом, Иннокентий Михайлович стал поддерживать дочь. Несмотря на собственную занятость, он периодически приходил на занятия в хореографическое училище, не без удовольствия отмечал, что у Марии есть не только способности к танцу, но и актёрский талант.
Во время репетиций, на которых ему доводилось присутствовать, Иннокентий Смоктуновский был не только зрителем, он ещё давал профессиональные советы, помогал придать объём танцу, оживить его. Несмотря на то, что он видел дочь в будущем всё же драматической актрисой, её выбор он уважал и невероятно гордился, видя, с каким упорством Мария каждый день занимается.
Когда у дочери был экзамен по классическому танцу, он привёз её в училище. После она разминалась у станка, находящегося перед окном, а Иннокентий Михайлович на улице посылал ей ободряющие знаки. Экзаменатор вскоре заметила за окном известного актёра и пригласила его в зал. Нужно ли говорить, что в тот день не сдавших экзамен просто не было?
Балет и кино
После окончания Московского академического хореографического училища Марию Смоктуновскую приняли в труппу Большого театра. Но карьера её как-то сразу не сложилась. Она не была слишком занята в спектаклях и стала постепенно набирать вес.
Иннокентий Смоктуновский снова поддерживал дочь: он сел на диету вместе с ней. Но Марии так и не хватило силы воли. Спустя пять лет она была вынуждена уйти из театра. Отец переживал даже больше, чем сама дочь, но при этом никогда её не ругал. А вскоре предложил ей попробовать себя на актёрском поприще и попросил режиссёра Леонида Пчёлкина поставить Марию на роль Ольги Дмитриевны в фильме «Сердце не камень», где снимался.
Он лично репетировал с дочерью, её тогда утвердили, и Мария попала в большое кино. У девушки были способности, но полностью раскрыться ей мешали собственные комплексы. Мария Смоктуновская, перестав ограничивать себя в еде, очень быстро набрала лишние килограммы, а потому очень стеснялась. Тем не менее, её работы в кино были вполне успешны, но в театральный она поступать не стала.
Благодаря поддержке папы она снялась вместе с ним в нескольких фильмах и даже выходила на одну сцену с отцом в постановке «Из жизни дождевых червей», где Иннокентий Смоктуновский играл роль сказочника Андерсена, а Мария – актрису Ханне Хайберг в детстве и её маму. При этом она была ещё и помощником режиссёра.
Только Иннокентий Смоктуновский мог помочь дочери снять зажим, сказать вовремя нужные слова, сотню раз пройти вместе с ней одну и ту же сцену. Но 3 августа 1994 года Иннокентия Михайловича не стало, он не пережил второго инфаркта.
Жизнь после папы
Это были трудные 1990-е, когда кино и так-то снимали довольно мало, а для получения роли нужно было ходить и предлагать себя. 29-летняя Мария Смоктуновская просить за себя не умела, пробивными качествами не обладала. С уходом папы ушла и его колоссальная поддержка, и его умение подставить плечо, найти необходимые слова, просто обнять, когда это нужно.
В тот момент дочь известного актёра поняла: отец был для них всех той самой каменной стеной, за которой не страшны любые невзгоды. После ухода отца Мария Смоктуновская лишь однажды, в 2000 году, снялась в эпизоде фильма «Зависть богов».
И стала служить в Музее МХАТа, того самого театра, где много лет служил её отец. Посетители музея отмечают удивительную интеллигентность и общительность дочери Смоктуновского. Сама Мария Иннокентьевна видит свою миссию в сохранении памяти о великих актёрах театра, в том числе и о своём гениальном отце.
Личная жизнь Марии Смоктуновской как-то не сложилась… Возможно, она так и не смогла найти такого мужчину, который мог бы сравниться с её отцом, ставшим для девочки образцом отношения к семье и детям.