Особенности стиля Боз-Ар, или Что такое архитектура баронов-разбойников
0
1,325
просмотров
Архитектура в стиле Боз-Ар была весьма популярной во второй половине XIX и начале XX века. Она возникла в Школе изящных искусств в Париже, главном художественном заведении в западном мире. Этот стиль наиболее тесно связан с периодом Второй империи во Франции и Золотым веком в США. Напоминая парижских буржуа и манхэттенских «баронов-разбойников», он сигнализировал либо о роскоши, либо о декадансе, элегантности или претенциозности, в зависимости от восприятия и точки зрения окружающих.

Школа изящных искусств

Школа изящных искусств Здание школы на рю Бонапарт, 14.

Школа изящных искусств - крупная художественная и архитектурная школа в Париже, Франция. Первоначально называвшаяся Королевской академией живописи и скульптуры, она была основана по приказу французского короля в 1648 году. Она стала Школой изящных искусств в 1863 году после слияния с отдельной архитектурной школой в начале XIX века. Долгое время это была самая престижная художественная школа в западном мире, и многие начинающие студенты приезжали туда учиться со всей Европы и Северной Америки. Учебная программа была основана на классической традиции, подчёркивая принципы рисования и композиции из древнегреческого и римского прошлого.

Стиль и особенности архитектуры Боз-Ар

Стиль и особенности архитектуры Боз-Ар Малый дворец, Париж.

Как продукт этой академической традиции, архитектура в стиле Боз-Ар использовала элементы классической архитектуры. К ним относились колонны и простенки, классические ордера (особенно коринфский), аркады (ряды арок), заполненные скульптурами фронтоны и фризы, а также купола. Наиболее типичные сооружения напоминают о классицизме, просочившемся сквозь прошлое эпохи Возрождения и барокко, особенно в таких французских зданиях, как Версаль и Фонтенбло. В целом, в результате получаются величественные, впечатляющие здания с большим количеством пространства и украшений.

Мост Александра III в Париже: бозаровый декор накладывается на новейшие инженерные конструкции.

Как внутри, так и снаружи здания в стиле Боз-Ар, как правило, украшены архитектурными скульптурами, такими как гирлянды с рельефной резьбой, венки, картуши, надписи, портретные бюсты важных фигур и многое другое. Многие общественные сооружения увенчаны крупномасштабными классическими фигуративными скульптурами, часто выполненными известными скульпторами. Особой популярностью пользовались аллегорические или мифологические фигуры, иногда управлявшие колесницами, запряжёнными лошадьми. Интерьеры могли быть украшены подобными мотивами, а также скульптурами, позолотой и фресками. Несмотря на обилие декора на более сложных сооружениях, детали расположены не случайно: всегда существует логическая взаимосвязь между архитектурой и её декором.

Большое фойе Гран-Опера — пример оформления интерьера в стиле Боз-Ар.

Архитектура в стиле Боз-Ар может показаться неотличимой от любого другого классического стиля, такого как французский неоклассицизм или американский федеральный стиль. Несмотря на очевидное сходство, Beaux-Arts представляет собой более прогрессивный подход к классической лексике. Вместо того, чтобы близко подражать известным классическим зданиям, архитекторы в стиле Боз-Ар использовали своё свободное владение этим архитектурным языком для внедрения инноваций по своему усмотрению. Многие из них использовали современные на тот момент материалы, такие как чугун и большие листы стекла, используя их наряду с традиционным светлым камнем и мрамором. И хотя Beaux-Arts был вдохновлён французскими интерпретациями классических прецедентов, его практикующие не стеснялись включать мотивы из целого ряда других источников.

Опера Гарнье в Париже.

Архитектура в стиле Боз-Ар примечательна как своими внутренними принципами проектирования, так и своим архитектурным словарём. Это потому, что Школа учила своих студентов важности композиции, логики и планирования. Ничто не появлялось случайно. Существовала гармония между зданием и потребностями людей, которые будут им пользоваться, а также с окружающей средой. Это происходит от французской традиции «architecture parlante» (говорящая архитектура), подразумевая под собой то, что здание и его обитатели должны находиться в диалоге друг с другом.

Форпостами Боз-Ара в Восточной Европе были Будапешт и Бухарест (на фото — Румынский Атеней, 1888 год).

Большинство зданий в стиле Боз-Ар расположены вокруг главных и второстепенных осей (линий симметрии), предназначенных для облегчения беспрепятственного прохождения людей через них. Это расположение также отражено в фасадах зданий, которые были спроектированы в соответствии с планом этажа, чтобы гармонировать с ним и чётко определить планировку пространства. Несмотря на всю их роскошь, это не легкомысленные здания. Они могут быть роскошными, а иногда и эклектичными, но они никогда не были нерегулярными или случайными. Вместо этого каждый аспект был тщательно контролирован и функционален, органично сочетая эти два элемента вместе.

Здания в стиле Боз-Ар

Здания в стиле Боз-Ар Нью-Йоркская публичная библиотека Каррера и Гастингса.

Это мастерство архитекторов изящных искусств в планировании означало, что их часто привлекали к проектированию крупномасштабных гражданских зданий, таких как библиотеки, музеи, учебные корпуса и железнодорожные вокзалы. В таких зданиях регулирование пешеходного движения было ключевым фактором. Это объясняет тот факт, почему этот стиль был так популярен для общественных зданий и почему так много из них всё ещё используются сегодня. Например, поэтажный план Нью-Йоркской публичной библиотеки Джона Мервина Каррера и Томаса Гастингса выглядит настолько идеально, что, по-видимому, нет необходимости в карте, чтобы сориентироваться.

Льюис написал в своей книге «Американское искусство и архитектура»: «Архитектора в стиле Боз-Ар обучали разумному планированию, и лучшие из них были способны решать сложные архитектурные проблемы с абсолютной ясностью; они знали, как разбить программу на составные части, чтобы выразить эти части в логической схеме, и организовать их вдоль твёрдой оси».

Северный вокзал, Париж.

В Америке некоторые выпускники Школы изящных искусств даже довольно успешно попробовали свои силы в городском дизайне. Наиболее примечательно, что комитет, отвечавший за проектирование Всемирной Колумбийской выставки 1893 года в Чикаго, по сути, небольшом городе, почти полностью состоял из архитекторов изящных искусств. Среди них были Ричард Моррис Хант, Джордж Б. Пост, Чарльз Фоллен Макким, Уильям Резерфорд Мид, Стэнфорд Уайт – все великие деятели американской архитектуры того периода. Их так называемый «Белый город» был шедевром изящных искусств как по своей архитектуре, так и по планировке. Это помогло вдохновить движение City Beautiful, которое популяризировало идею о том, что города могут и должны быть не только функциональными, но и эстетичными. Архитекторы Beaux-Arts также работали над Национальным торговым центром в Вашингтоне, округ Колумбия.

Слева направо: Оперный театр Колон, Буэнос-Айрес, Аргентина.

Дома в стиле Боз-Ар были особняками для американской элиты – домами самого грандиозного масштаба. Наиболее известными примерами являются сохранившиеся особняки, такие как The Breakers и Marble House, в летнем курортном городке Ньюпорт, штат Род-Айленд. Пятая авеню в Нью-Йорке когда-то была застроена особняками в стиле Боз-Ар; шесть из них принадлежали одному только Вандербильту. Особняк Генри Клея Фрика, превращенный в музей, и одноименная библиотека Дж. П. Моргана также являются характерными сооружениями в стиле Боз-Ар. Более скромные семейные дома, возможно, были оформлены в классическом стиле, но они редко были работой мастеров изящных искусств.

Библиотека Святой Женевьевы в Париже.

За короткий период в течение средних десятилетий XIX века изящные искусства были национальным стилем архитектуры Франции. Анри Лабрусту приписывают отход от более раннего, более консервативного классицизма и открытие нового стиля в его библиотеке Святой Женевьевы. Библиотека имеет внушительный фасад, украшенный арочными окнами и украшениями в форме свода, но более известна своим массивным читальным залом с двойными бочкообразными сводами, поддерживаемыми чугунными колоннами и поперечными арками. Однако ещё более известным является роскошный оперный театр Шарля Гарнье, который иногда называют Опера Гарнье. Опера и её культовый купол, пожалуй, являются самыми известными символами Второй империи, правления Наполеона III между 1852 и 1870 годами.

Гран-Опера в Париже - самое известное сооружение в стиле боз-ар.

Архитектура в стиле Боз-Ар во Франции часто ассоциируется с этим режимом: его иногда называют стилем Второго ампира. Другими французскими памятниками в этом стиле являются Музей Орсе, бывший железнодорожный вокзал, расширение Лувра, само здание Школы изящных искусств, Пти-Пале и Гран-Пале. Последние два здания были первоначально возведены для Всемирной выставки 1900 года в Париже. Вскоре после выставки изящное искусство во Франции было вытеснено модерном.

Центральный вокзал в Нью-Йорке.

Легко понять, почему архитектурный стиль Боз-Ар прижился во Франции. Почему он так тесно связан с Соединёнными Штатами, напротив, требует дополнительных объяснений. Простой поиск в Интернете по запросу «архитектура в стиле Боз-Ар» выдаст больше американских зданий, чем французских. Несколько факторов способствовали тому, что изящные искусства стали настолько повсеместными в Америке.

Слева направо: Вторая церковь Христа-Учёного, Нью-Йорк, США. \ Фрагмент фойе, справа виден выход на улицу, слева — вход в зал.

Во-первых, период, известный как Золотой век (примерно с конца Гражданской войны в США до начала Первой мировой войны), был временем, когда новоиспечённые американские титаны промышленности стремились стать равными сложившимся европейским высшим классам. Они сделали это, купив модную в то время европейскую академическую живопись и скульптуру и роскошное европейское декоративно-прикладное искусство, а также сдав в эксплуатацию огромные дома для демонстрации своих коллекций. Они также жертвовали огромные суммы денег на создание культурных учреждений, таких как библиотеки и музеи, для размещения которых требовались соответствующие величественные и достойные здания.

Слева направо: Фасад вокзала Гранд Сентрал терминал, стиль боз-ар. \ Фасад вокзала, стиль боз-ар Гранд-Сентрал-Стейшн-Мейн-Конкурс.

Стиль изящных искусств, с его коннотациями как элитной роскоши эпохи Возрождения, так и классической гражданской жизни, идеально подходил для всех этих нужд. Американские архитекторы, начиная с Ричарда Морриса Ханта в 1840-х годах, всё чаще учились в Школе и приносили с собой этот стиль. Кроме того, в Соединённых Штатах уже существовала традиция классической архитектуры, которая уходит корнями в колониальное прошлое, но наиболее ярко проявляется в правительственных зданиях Вашингтона, округ Колумбия.

Большая центральная конечная станция или Гранд-Сентрал-Стейшн.

Таким образом, стиль изящных искусств идеально вписывается в существующий архитектурный ландшафт страны. Архитектура в стиле Боз-Ар в первую очередь ассоциируется с Нью-Йорком, где она существует в наибольшей концентрации, но её можно найти по всей стране, особенно в крупных городах. Этот стиль оказал меньшее влияние за пределами США и Франции, но разрозненные примеры можно найти по всему миру.

Наследие

Наследие Академия Штиглица, Санкт-Петербург, 1876 год.

Смешиваясь с ар-деко, урезанные аспекты архитектуры в стиле Боз-Ар продолжали использоваться в Соединённых Штатах вплоть до Второй мировой войны. После этого расцвет модернизма положил конец популярности изящных искусств. Легко понять, почему любящие простоту модернисты не любили всё, что связано с академическим, декоративным изящным искусством. Архитектура Баухауза, например, по-видимому, представляла собой всё, чем не было Изящное искусство. Современная архитектура хотела избавиться от истории и двигаться вперёд, в то время как изящные искусства вместо этого оглядывались на давно почитаемую эстетику классического прошлого.

Культурный центр в Аргентине

Как всегда бывает, когда архитектурный стиль впадает в немилость, некоторые здания в стиле Боз-Ар были снесены и заменены модернистскими. Наиболее примечательно, что первоначальная пенсильванская станция McKim, Meade и White в Нью-Йорке была потеряна в 1963 году. Старинные фотографии показывают просторный интерьер, основанный на древнеримских банных комплексах: он гораздо больше похож на вестибюль Метрополитен-музея искусств, чем на современный Пенсильванский вокзал. Снос Пенсильванского вокзала был спорным в своё время и продолжает оставаться таковым и сейчас. На более позитивной ноте эта потеря положила начало движению за сохранение памятников в Нью-Йорке через такие организации, как Комиссия по сохранению памятников.

Дворец изящных искусств в Мехико — одно из последних крупных сооружений в стиле Боз-Ар.

Тем не менее, сохранилось удивительное количество сооружений в стиле Боз-Ар, без сомнения, частично благодаря их хорошей планировке и строительству. Многие из них продолжают выполнять свои первоначальные функции и сегодня, как в Соединённых Штатах, так и во Франции. Примерами могут служить Библиотека Сент-Женевьев, Опера Гарнье, Музей Метрополитен, Центральный вокзал, Нью-Йоркская публичная библиотека и Бостонская публичная библиотека, и это лишь некоторые из многих. Другие, такие как железнодорожный вокзал Орсе, который был преобразован в Музей Орсе в 1980-х годах, были приспособлены для новых целей.

Дворец земледельцев (2008—2010 гг.) в Казани — современный пример стиля Боз-Ар.

Несмотря на то, что многие особняки на Пятой авеню были снесены из-за их старомодного стиля и разорительных затрат на техническое обслуживание, сегодня всё равно можно увидеть здания в стиле Боз-Ар в каждом квартале в определённых районах Манхэттена. Эти бывшие роскошные дома сохранились как магазины, жилые или офисные здания, посольства, культурные учреждения, школы и многое другое. И по мере того, как цикл продолжается, люди снова начинают ценить архитектуру в стиле Боз-Ар. Вполне уместно, что Школа изящных искусств, школа, с которой всё началось, несколько лет назад восстановила своё собственное здание в стиле изящных искусств, отчасти благодаря знаменитому модельеру Ральфу Лорену.

В продолжение темы об архитектуре, читайте также о том, что из себя представляют дома из майолики и другие красивейшие здания австрийского модерна.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится