Предыстория: король Магнус и Новгородская республика
Будущий король Швеции по прозвищу Смек, что значит «ласковый», Магнус II (либо IV, по мнению ряда историков) родился в 1316 году и уже в трехлетнем возрасте унаследовал от отца корону. Правивший поначалу через регентов, позже Магнус стал проводить собственную политику в отношении Швеции, находившейся под ее влиянием Норвегии и соседей, одним из которых был Новгород. Земли Карелии были ценны для шведов в стратегическом отношении, и попыток взять под контроль все побережье Ладожского озера они не оставляли.
В 1323 году шведами и новгородцами был подписан мирный договор, согласно которому обе стороны объявляли вечный мир; но спустя 25 лет король Магнус нарушил его и захватил новгородскую крепость Орешек, которую русскому войску удалось отбить спустя год. И до того, и после – вплоть до петровских побед над шведами в XVIII веке – места это были неспокойные. И Валаамский архипелаг в северной части Ладожского озера исключением не стал. Больше того – православный монастырь, расположенный на одном из них, постоянно подвергался нападению со стороны скандинавов.
Относительно монастыря тоже не все ясно – историки не пришли к единому мнению по вопросу о времени возникновения обители. Самая смелая теория отсчитывает ее историю с апостольских времен – якобы апостол Андрей, посещая северные земли, попал и на остров Валаам, где установил каменный крест. А спустя почти тысячелетие из Греции пришли два инока, Сергий и Герман, они и основали на острове монастырь. В X – XI веках упоминания о Валаамском монастыре уже встречаются в некоторых летописях. Достоверно установлено, что обитель возникла не позднее XIV века. Во времена, когда король Магнус оказался, как предполагается, в водах Ладожского озера, монастырь уже определенно существовал.
Схимонах Григорий, шведский король
Что же привело шведского монарха-католика в православную обитель? Король не слишком преуспел в своем ремесле – неудачные политические решения настроили против него и дворянство, и даже сына. В результате в 1364 году Магнус потерял престол, и на некоторое время даже оказался в заключении. Вернув себе свободу в 1371 году, он отправился в Норвегию к сыну Хокону. А дальше история распадается на две версии – католическую и православную.
По первой из них, низложенный монарх попал в шторм у берегов Норвегии и утонул где-то близ Бергена. Тела короля не нашли, и могилы его на скандинавских землях нет. По второй же версии, опять-таки связанной с кораблекрушением, буря настигла Магнуса именно в водах Ладожского озера, и спастись удалось одному лишь королю. Он ухватился за обломок доски и был выброшен на берег, где получил помощь от православных монахов – то был остров Валаам.
В монастыре король прожил три дня – и умер, успев принять схиму, высшую из степеней монашества, под именем Григория. Об этом повествует Софийская летопись, составленная спустя несколько десятков лет на основе рукописей из самого монастыря. Сохранился и документ под названием «Рукописание Магнуша, короля Свейского», который якобы отражает последнюю волю шведского монарха, принявшего схиму.
«Рукописание» составлено на русском языке, поэтому нет практически никаких сомнений, что написано оно кем-то из братии. (Позиция церкви, правда, другая – поддерживающая версию об авторстве непосредственно Магнуса). Интересно, что в документе упоминаются такие подробности, которые было бы трудно или даже невозможно узнать человеку со стороны, включая и монахов Валаамского монастыря. «Король» пишет о том, как лишился рассудка и был прикован цепью к стене, позже освобожденный сыном Хоконом (Исаакуном). О том, что Швеция, нарушившая условия заключенного мира, была наказана голодом, наводнением, эпидемиями и войнами.
В заключении король Магнус завещал «своим детям и своей братии: не наступайте на Русь!». Забегая вперед – воля эта выполнена не была, да и истинность документа шведы отрицали. А схимонах Григорий скончался на Валааме спустя три дня после кораблекрушения.
Правда или вымысел?
История уж слишком похожа на легенду – обращение в православие католического правителя, пусть и бывшего, пусть и находившегося в тяжелом состоянии, кажется делом неправдоподобным. Но на территории монастыря, на кладбище, по сей день сохранился осколок плиты с упоминанием Магнуса. Плиты, разумеется, не XIV века, позже, но все же трудно себе представить, чтобы могильная плита была установлена в монастыре просто так, не имея отношения к могиле.
Тем не менее, исследования показали, что в настоящее время в этом месте нет захоронения. Плита же подвергалась разрушению на протяжении десятилетий в XX веке. Но полный текст к тому времени был уже зафиксирован: историей и старинными документами, где она упоминается, интересовались еще современники Пушкина. Определенности не было и тогда – ряд исследователей относился с доверием к монастырским источникам информации, другие же уверяли, что переход шведа в православие, за столь короткий срок да с такими громкими заявлениями, ничем не подтвержденным с той, другой стороны, - относится скорее к мифологии, чем к историческим фактам.
Но, как бы то ни было, опровергнуть рассказ из Софийской летописи пока не получилось. Захоронение Магнуса не найдено (нет его, впрочем, и под карельской плитой), а что до отрицания этого эпизода шведами-современниками короля, так трудно представить себе, чтобы католическое государство открыто признало переход своего правителя в православную веру. Есть некоторое расхождение по датам – из летописи следует, что события на Валааме произошли в 1371 году, а биография Магнуса в качестве года его смерти указывает 1374 год.
История о схимонахе Григории – шведском короле остается преданием, в которое можно либо верить, либо нет.
Кстати, вот 6 причин, по которым Средневековье не было таким уж темным временем, как принято считать.