От деревянных церквей до собора в Солсбери: какие религиозные постройки рисовали великие художники
1,043
просмотров
Красота церквей, храмов и мечетей всегда привлекала художников. Готические соборы с их острыми шпилями, белоснежные стены или старое дерево, блеск крестов или полумесяцев, атмосфера искренней веры и отголоски истории, то, как религиозные сооружения «врастают» в среду или же, наоборот, город разрастается вокруг них – все это, безусловно, вдохновляло творческих людей на собственные шедевры. Но как в действительности выглядят постройки, запечатленные в работах известных живописцев?

Тридцать видов Руанского собора

Тридцать видов Руанского собора Руанский собор.

Уже в четвертом веке на этом месте существовала базилика. Судьба ее – как и самого Руана – оказалась непростой. При набеге викингов она была сожжена дотла, неопределенное положение города не позволяло инициировать строительство новой, в 1020 году началось возведение храма в романском стиле – сурового, устойчивого, с толстыми стенами и окнами-бойницами. Однако от него сохранилась лишь крипта, а известный всему миру Руанский собор – типичный пример готический архитектуры. Руанский собор пережил многочисленные пожары, ураганы, был серьезно поврежден при бомбардировке в 1944 году – как немалое число старинных зданий в то время. Однако и на этом его злоключения не кончились – в 1999 буря едва не снесла колокольню… Неоднократные реставрации и перестройки сформировали тот вид собора, который известен нам теперь. В девятнадцатом веке Руанский собор был самым высоким зданием в мире – потом уступил титул Кёльнскому, а затем уже современным башням и небоскребам.

Виды Руанского собора на картинах Клода Моне.

Художники писали его множество раз, но самая известная работа – вернее, серия работ – принадлежит кисти Клода Моне. На тридцати полотнах он запечатлел фрагменты архитектурного облика собора с разных точек и при разном освещении.

Шпили и коровы

Шпили и коровы Собор в Солсбери.

Джон Констебл, зачинатель традиций романтического британского пейзажа, в 1820-х годах создал несколько картин (и сотни этюдов и набросков, как любой художник), посвященных собору в Солсбери. Исследователи говорят, что виды, изображенные на этих картинах, не так уж сильно изменились за последние двести лет. Правда, коров и телег с сеном там уже не встретишь. В этих работах отразилась не только любовь Констебла к родному краю, но и – в каком-то смысле – эпизоды его биографии. Он был религиозен, а сельские мотивы напоминают о том, что часть жизни художник проработал на мельнице и неоднократно слышал в свой адрес рекомендации оставить живопись и вернуться к этому занятию. К счастью, он им не последовал.

Джон Констебл. Вид на собор в Солсбери с луга.

В соборе хранятся самые старые действующие часы в мире, а шпиль – самый высокий в Великобритании (если говорить о готических постройках). Амбиции строителей могли выйти им боком – в те времена такие высокие шпили легко разрушались и деформировались. Однако в семнадцатом веке было найдено инженерное решение, шпиль укреплен и прекрасно дожил до наших дней.
Собор в Солсбери вдохновлял не только художников, но и писателей, став прообразом мистических культовых построек в романах Голдинга, Резерфорда и Фоллетта. А еще объектом шуток и мемов после одной сложной политической истории.

Над вечным покоем

Над вечным покоем Исаак Левитан. Над вечным покоем.

«Над вечным покоем» - пожалуй, одна из самых известных работ пейзажиста Исаака Левитана. Еще до открытия выставки, где она должна была быть представлена публике, картина оказалась куплена Павлом Третьяковым для его легендарной коллекции. Пейзаж в необычном ракурсе – вид сверху, словно с высоты птичьего полета – вызвал столько же восторгов, сколько и критики, и стал живописным выражением сложных размышлений о жизни и смерти. Подруга Левитана, Софья Кувшинникова, вспоминала, что он был глубоко захвачен замыслом полотна и просил ее играть Бетховена, чтобы сохранить творческий настрой.

Реконструкция церкви в Плесе.

По воспоминаниям той же Кувшинниковой, мотив был подсмотрен художников во время конной прогулки в Тверской губернии, на озере Удомля, но, по-видимому, церковь не сохранилась. Сегодня в Плесе на горе Левитана расположена реконструкция церкви, которая неизменно привлекает внимание гостей города.

Исаакиевский собор в туманный день

Исаакиевский собор в туманный день Исаакиевский собор.
Анна Остроумова-Лебедева. Исаакиевский собор в туманный день.

Впрочем, не живописью единой – художники-графики тоже отдавали должное. И мало кто сделал больше для превращения Санкт-Петербурга в общественном сознании из бюрократического «города бирж» в объект любования – и любви, чем Анна Остроумова-Лебедева. В ее гравюрах, рисунках, акварельных работах все те же биржи, дворцы, Нева и соборы предстают легкими, почти невесомыми.

«Извивающаяся» церковь Ван Гога

«Извивающаяся» церковь Ван Гога Церковь в Овере на картине Ван Гога и в действительности.

«Церковь в Овере» - одна из семи десятков работ, написанных Винсентом Ван Гогом в последние два месяца жизни. Как и многие картины того времени, она проникнута тревожным настроением, мрачным предчувствием. В то же время именно в ней главные черты его стиля – резкие контрасты, нестабильное, словно извивающееся изображение, кажущаяся случайность композиции – обретают особую остроту. Само сходство с реальной раннеготической церковью в Овере уступает место мгновенному впечатлению, преломлению действительности в воображении художника. Эта работа фигурирует в британском сериале «Доктор Кто», где неутомимый путешественник во времени и его спутница стремятся доказать художнику, что спустя годы миллионы людей будут восхищаться его творчеством, и тем самым предотвратить трагический финал, но тщетно.

Жемчужная мечеть в Дели

Жемчужная мечеть в Дели В.П.Верещагин. Жемчужная мечеть в Дели.
Жемчужная мечеть.

Жемчужная мечеть, она же мечеть Моти, была построена императором Аурангзебом в Красном Форте в Дели в семнадцатом веке. Ее беломраморные стены и резные арки нашли отражение в одноименной работе русского художника Василия Верещагина, многократно писавшего архитектурные виды далеких стран. Однако за экзотическими орнаментами и залитыми солнцем улицами, изображенными в «восточных» верещагинских работах, следуют картины войн, пыток и казней, человеческих бедствий, которым он был свидетелем в своих странствиях. Художник писал: «Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце <…> Но фурия войны вновь и вновь преследует меня». И солнце на этом полотне, пространство которого почти полностью заполнено архитектурой, - ослепляет.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится