Что скрывает самый старый музей России?
1. Армиллярная сфера
Шпили зданий Санкт-Петербурга — отдельная тема для статьи. На шпиле Адмиралтейства блистает кораблик, верхушку шпиля Петропавловки венчает шестиметровый крест с фигурой парящего ангела, а на шпиле Кунсткамеры находится действующая модель мира (правда, только с точки зрения древних) — армиллярная сфера.
Армиллярная сфера — один из древнейших астрономических приборов, изобретенный более двух тысяч лет назад, возможно, в Древнем Вавилоне. А может, и в Древней Греции — предполагаемым автором иногда называют Эратосфена. Ещё Птолемей предлагал для измерения координат звезд использовать армиллярную сферу. Её называли небесной астролябией и использовали как инструмент навигации, определяющий расположение Солнца и звезд.
2. Бенинская бронза
Жемчужина африканской части экспозиции — бенинская бронза: литые изображения людей, правителей Бенина, воинов, членов царских семей, животных. Название дважды обманчиво — не только из-за материала (на самом деле это латунь, не бронза), но и потому, что границы средневекового королевства Бенин не совпадают с границами современных государств и сегодня дворец находился бы на территории Нигерии, а не соседнего Бенина.
Бенинскую культуру и искусство постигла горькая судьба. В 1897 году город был захвачен английскими войсками и сожжен. Множество бронзовых (ну вы поняли, каких на самом деле) рельефов и фигур, находившихся во дворце правителя, было разграблено и распродано. Коллекции разошлись по свету, музеям, частным собраниям.
Литые изделия вызвали в Европе большой интерес к африканской культуре — собственно, с них и началось увлечение Африкой. Они были отлиты в XIII–XVI веках. Многие вещи в африканских странах считались и до сих пор считаются магическими — это относится и к предметам из дворца правителя Бенина. Бенинские предметы искусства — большая редкость, мало какие музеи могут похвастаться такой коллекцией.
3. Большой Готторпский глобус
Большой Готторпский глобус — первый и некогда самый большой в мире глобус-планетарий диаметром 3,1 метра: если через дверку войти внутрь и поднять голову (можно даже присесть на скамью вдвенадцатером), то на сфере вы увидите изображение карты звездного неба.
Глобус сделали для Готторпского герцога Фридриха III в 1651 году по проекту ученого и замечательного картографа Адама Олеария. Он был внутри и снаружи облицован медными листами, отполирован и оклеен холстом. Весила оригинальная конструкция более 3,5 тонны. В 1713 году глобус подарили Петру I, он добирался в Петербург три года и только в 1717 году попал в Кунсткамеру.
А в 1747-м глобус сгорел. Конечно, такая вещь не должна была пропасть бесследно. Его восстановили в 1748–1752 годы и назвали Большим академическим. Для глобуса даже построили отдельный домик в Царском Селе — Глобусный.
Во время войны глобус вывезли в Германию; в Ленинград он вернулся в 1948 году, на этот раз его разместили в башне Кунсткамеры, где он сегодня и находится. Так что приходите смотреть (и сидеть на скамеечке внутри).
4. Гейша О-Мацу
В 1890-е царевич Николай (будущий император) отправился в путешествие в Японию, откуда привёз татуировку на предплечье (черный дракон с красным брюхом и цветными ушками), четыре шрама от сабельных ударов (из-за нападения фанатика-самурая) и несколько экспонатов для Кунсткамеры. Среди них — кукла в человеческий рост, портрет гейши Моороки О-Мацу.
Царевич познакомился с девушкой редкой красоты и обаяния в Киото. Она ему очень понравилась, а император Японии, узнав об этом, попросил скульптора Кавасиму Дзимбея II о сюрпризе для будущего императора — портрете гейши. Куклу подарили Николаю, но в Петербурге он её почему-то сразу сдал в Кунсткамеру вместе с другими сувенирами.
Сейчас кукла О-Мацу хранится в фондах музея.
5. Палеолитические Венеры
Эти толстенькие тетушки — вернее, их статуэтки с гипертрофированными женскими формами — ничуть не напоминают изящные творения Античности и скульптуры Праксителя. Отнеситесь к названию иронически: учёные назвали Венерами фигурки возрастом 40 тысяч лет в шутку, и они далеки от идеала современности. У них огромные грудь и ягодицы, важные для деторождения. В далекие времена о таких формах можно было только мечтать. Тем не менее это одни из первых образцов древнего искусства.
По одной версии, палеолитические Венеры — это образы богини-прародительницы-матери всего; по другой — обереги или изображения реальных женщин. Статуэткам в коллекции Кунсткамеры из бивня мамонта примерно 22 тысячи лет. Их раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году. Сейчас старинные статуэтки находятся в фондах музея.
Костёнки — всемирно знаменитый археологический заповедник. Там на площади в 10 квадратных километров открыто множество стоянок верхнего палеолита. А подобных статуэток в мире немного — в общем, тоже древность и редкость.
6. Флейта из человеческой кости
Удивительный для западной культурной традиции экспонат — и обычный ритуальный предмет тибетского буддизма и религии бон.
В Тибете такие флейты называют «ганлин». Их делают из бедренной человеческой кости, обработанной специальным образом, чтобы можно было извлекать звук. Считается, что звук ганлина объединяет и связывает миры: он слышен и в верхнем мире, где обретают боги, и в нижнем, где скитаются духи. Шаманы считали лучшим материалом бедренную кость девочки-подростка из семьи брахманов, хотя подходят для ритуальной цели и кости казненных преступников. Важно: дудеть в такую флейту лучше всего на кладбище.
7. Прочтенные письмена
В части экспозиции, посвященной Южной Америке, есть раздел о загадочном племени майя. Его культура дошла до нас во множестве архитектурных и вещественных памятников, многие из них украшены странными изображениями — надписями. С тех пор как Шампольон прочел надписи на Розеттском камне и расшифровал египетские иероглифы, письменность майя оставалась главной загадкой для ученых. Первым расшифровать письмена майя удалось научному сотруднику Кунсткамеры Юрию Кнорозову, кавалеру ордена Ацтекского орла. Кнорозову, которого ученики считали гением, даже поставили памятник в Мексике — с кошкой на руках, а вот из соавторов его диссертации кошку вычеркнули. Сам Кнорозов был очень раздосадован этим обстоятельством, потому что считал, что именно им двоим, человеку и кошке, удалось прочесть письменность майя.
В экспозиции музея находится и еще один предмет, связанный с научной деятельностью Кнорозова — памятник протоиндийской цивилизации, печать с изображением горбатого быка зебу и знаками письменности; это дар правительства Индии за вклад в дешифровку письменности цивилизации Инда.