Красный цвет — третий по популярности после черного и белого, его знали и использовали уже в первобытном обществе. На Западе он ассоциируется с привлекательностью и любовными приключениями, в странах Азии — с плодородием и удачей, а в Европе — с духовенством и аристократией. И у каждого его оттенка есть своя интересная история.
Красная охра: пещеры Альтамиры
Один из древнейших оттенков красного — охра. Материал, из которого ее получали, лежит буквально под ногами — это глина с вкраплениями гематита (красный оттенок) или лимонита (желтый оттенок). Из-за своей доступности охра вместе с черным и белым стала главным цветом художников палеолита. Образцы наскальной живописи того времени сохранились, например, в пещере Альтамира в Испании, и им примерно 15 000 — 16 500 лет!
В Древнем Египте охру тоже знали и любили — ее следы были найдены на стенах гробницы Тутанхамона. Кроме того, краску применяли в косметических целях, подчеркивая губы и щеки. В Древнем Китае охру применяли в производстве керамики.
Киноварь: Помпеи
Оттенок от алого до кирпичного был назван в честь минерала, из которого его производили, — киновари, или сульфида ртути. В Древнем Риме киноварь добывали как собственно для получения ртути (ее в минерале около 86%), так и для производства пигмента. Последний обладал токсичными свойствами, но тем не менее пользовался популярностью. Более того, высоко ценился римлянами: киноварь была на порядок дороже других красок и использовалась для украшения стен жилища — примеры росписи и фресковой живописи сохранились на стенах Помпеи.
С XII века киноварь начали использовать и в Китае: ее добавляли в лаковые резные изделия. А чуть позже появился другой оттенок — вермилион, который тоже переводится как «киноварь», но подразумевает под собой иной тон.
Кармин: ацтеки
Наибольшее распространение кармин получил в XVI веке, когда испанские конкистадоры обратили внимание на яркие малиновые оттенки, используемые ацтеками. Цвет был настолько популярен, что кошенильные червецы, из которых его изготавливали, заняли третье место среди импортных продуктов в Европе после золота и серебра. Многие европейские аристократы носили одежду, окрашенную кошенилью, поскольку она давала необыкновенно красивый цвет.
Художники XV–XVI веков, включая Вермеера, Веласкеса и Рембрандта, также высоко ценили кармин за его насыщенный, глубокий оттенок и использовали в своих работах. Но и у этой краски нашелся минус: она меняла цвет при воздействии света.
Малиновый
Этот оттенок красного получали из высушенных тел дубовых червецов — кермесов, которых специально собирали для производства красок и красителей. Постепенно, с появлением кармина, который также делали из насекомых (кошенили), тон утратил свою популярность. Дело в том, что для производства одинакового по интенсивности цвета требовалось в 12 раз больше кермесов, чем кошенили. Первый цвет часто называют «натуральным малиновым», чтобы отличать от второго.
Вермилион: Тициан
Считается, что Китай первый начал производить вермилион (синтетическую киноварь) — возможно, еще в IV веке до н. э. Этот цвет, символизирующий жизнь и удачу, имел большое значение для культуры страны, так что его прозвали «китайский красный». Вермилион использовался для росписи храмов, экипажей императора, а также при изготовлении книг. В Средние века цена краски была сравнима со стоимостью сусального золота, поэтому ее использовали только для самых важных рукописей.
Чуть позже арабские алхимики привезли краску в Европу, где она получила большую популярность среди художников эпохи Возрождения. Особенно ее любил Тициан — крупнейший итальянский живописец. Однако, помимо токсичности и высокой стоимости краски, нашелся еще один недостаток: со временем пигмент изменял свой цвет, становясь темнее. Так что художникам в итоге пришлось перейти на кадмий.
Свинцовый сурик: Ван Гог
Еще один высокотоксичный краситель, который впервые был изготовлен в Китае во времена империи Хань (206 год до н. э.— 220 год н. э.). Сурик считается одной из первых синтетических красок, потому что для его изготовления обжигали свинцовые белила: чем дольше их грели, тем оранжевее становился цвет.
Его применяли в средневековых рукописях, персидской и индийской живописи. Кстати, краска имеет и второе название — «миниум», от которого, собственно, произошло слово «миниатюра». Большим поклонником сурика был Винсент Ван Гог. Вполне вероятно, что вопрос был не только в эстетике, но и в цене краски, стоившей дешевле киновари, — художник был всегда крайне беден. К сожалению, сурик выцветает со временем, в результате чего красный на картинах Ван Гога исчезает.
Кадмий: Матисс
Кадмий получил большое распространение в XX веке из-за своей доступной цены и стойкости цвета. Анри Матисс стал одним из первых известных художников, которые начали использовать его в своих работах. Также его использовали Поль Гоген и Макс Эрнст.
Кадмий и его соединения ядовиты. В 2014 году Европейский союз хотел запретить использование красителя из-за возможной опасности: считалось, что при промывке кисточек он загрязняет воду токсичными веществами. Однако дальнейшие исследования показали, что опасения были напрасны, и краска продолжает занимать значительное место в палитре современных художников.
Китайский красный: Кристиан Лубутен
Оттенки красного цвета всегда имели большое значение в модной индустрии, но китайский красный (отличный от вермилиона) занял особое место, когда в 1992 году Кристиан Лубутен представил миру обувь с красной подошвой.
Туфли, которые сейчас считаются эталоном стиля, получились совершенно случайно: работая над моделью, дизайнер чувствовал, что в ней не хватает изюминки. Когда его взгляд нечаянно упал на ярко-красные ногти помощницы, решение было найдено. Так подошва модельных туфель стала красной.