От писающего мальчика до жертв взрослых: 6 трагических историй детей с известных памятников
694
просмотров
А вы обращали внимание, что порой элементы искусства из твердых пород и металла воздвигают не только в знак уважения героям - есть такие скульптуры, за которыми скрываются трагические истории детей. Рассказываем, как и когда появились эти памятники и какие детские истории скрываются за их созданием.

«Девочка с зонтиком» Минск, 2001 год

«Девочка с зонтиком»  Минск, 2001 год

30 мая 1999 года минские школьники отмечали последний звонок. Местные жители вышли к берегу реки Свислочь на народные гулянья. Кто-то хотел повеселиться с одноклассниками, кто-то— попасть на праздник пива, а кто-то — потанцевать под живой концерт группы «Манго-Манго». Но погода стала быстро портиться — начался град с грозой. Тогда толпа бросились искать укрытие. Рядом был лишь подземный переход станции «Немига».

Около двух с половиной тысяч молодых людей попытались одновременно укрыться в переходе. Началась жуткая давка. Каждый пытался втиснуться в переход, не задумываясь о людях в глубине, а там все уже начинали падать.

В давке погибли 53 человека, более 150 получили ранения различной тяжести. Большинству из них не было и 20 лет

Эта трагедия потрясла страну. Беларусь долгое время скорбела по погибшим. Люди приходили в переход, оставляли там цветы, игрушки, рисовали на стенах.

В то же время белорусский скульптор Владимир Жбанов работал над памятником, для которого позировала его дочка Маша. Он хотел изобразить девочку, ждущую троллейбус. Но трагические события тех дней поменяли его идею. И скульптор создал босоногую девчонку в мокром платье с зонтиком в руках как символ тех ужасных дней. Позже появилась городская легенда, что если дотронуться до этой девочки, то все несчастья обойдут вас стороной.

Через два года после трагедии в Минске появился еще один памятник, посвященный тому дню. Около входа на станцию «Немига» возвели 53 бронзовых цветка: 40 роз и 13 тюльпанов — по количеству погибших девушек и юношей. А рядом выгравировали надпись: «53 рубца на сердце Беларуси. 30 мая 1999 года».

Памятник 82 детям, убитым нацистами в Лидице Лидице, 2000 год

Памятник 82 детям, убитым нацистами в Лидице Лидице, 2000 год

Вторая мировая война перевернула жизнь крохотной деревни Лидице в Чехословакии. А точнее, стёрла ее с лица земли.

Во время военных действий Адольф Гитлер отдал приказ казнить десять тысяч чешских граждан, а 10 июня 1942 года немецкая армия пришла в деревню Лидице и казнила 173 мужчин. Всех женщин сослали в концлагерь вместе со 105 детьми. Младшему ребёнку не было и года, а старшему — всего 14. Выжило только 23 ребёнка — их передали в немецкие семьи. Остальные погибли в газовых камерах. В деревне никого не осталось. Все здания были сожжены и разрушены нацистами.

В 1969 году скульптор Мария Учитилова захотела посвятить этому событию мемориал. На протяжении 20 лет она ежедневно воссоздавала гипсовый профиль каждого погибшего ребёнка — 42 девочек и 40 мальчиков.

«Я возвращаю от имени мира 82 ребенка нации на их родную землю как поучительный символ миллионов убитых детей в бессмысленных войнах человечества.

Кроме статуй, отправляю сообщение нациям:

Над братской могилой детей примиряется с домом дом…»

Мария Учитилова, скульптор

Когда монумент был окончен, Мария собрала все накопленные деньги и начала отливать статуи в бронзе. Но своих сбережений хватило только на три скульптуры. Тогда она начала копить дальше, но не успела довести дело до конца, потому что скончалась в том же году.

Дело продолжил её муж. К 1995 году уже 30 бронзовых детей стояли на месте деревни, а через 5 лет были закончены и все остальные. В День памяти к памятнику погибшим детям до сих пор приносят цветы и игрушки.

«Девочка с колосками» Киев, 2008 год

«Девочка с колосками» Киев, 2008 год

На территории Украины с 1932 по 1933 год от голода умерли от 3 до 3,5 миллиона человек. Точное число погибших неизвестно. Тогда у людей силой отбирали урожай и продукты, обрекая на смерть. В истории события тех времен известны под названием Голодомор.

Бронзовая скульптура девочки с тремя колосками в руках называется «Горькая память детства». Она появилась в 2008 году по инициативе Мемориального комплекса. Скульпторами стали Николай Обезюк и Петр Дроздовский.

Колоски в руках девочки стали напоминанием о ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 года — «Закон о пяти колосках».

На пьедестале выгравирована надпись: «I мертвим, I живим, I ненародженним», что в переводе с украинского означает «И мертвым, и живым, и нерожденным»

Сегодня в День памяти местные жители приносят к памятнику яблоки и хлеб. Они возлагают продукты у пьедестала и зажигают свечи. Иногда в руки девочки просовывают веточки живых цветов.

В этом году в ночь с 21 на 22 августа на памятник было совершено нападение. Неизвестные пытались разрушить фигуру. Поэтому сейчас «Девочку с колосками» демонтировали для реставрации.

Памятник нерожденным детям Рига, 2012 год

Памятник нерожденным детям Рига, 2012 год

По статистике, в 2012 году в Латвии ежедневно делали 27 абортов. Скульптора Еву Риекстиня потрясла такая статистика. И в сентябре 2012-го в рамках акции «За жизнь» Ева представила миру 27 маленьких скульптур — это были младенцы, свернувшиеся в клубочки, которые по ряду причин не появились на свет.

Рядом с каждым ребёнком на 3 языках — русском, английском и латышском — выгравирована его история. Все они абсолютно разные, написанные как бы от имени неродившихся детей. Вот некоторые из них:

Мама очень боялась родов. Никто не смог ее успокоить и ободрить, но никто и не отговорил от прерывания беременности.

Моя семья жила в небольшой квартире в очень плохих жилищных условиях. Бабушка категорически была против. Папа категорически отказался брать на себя ответственность за нас с мамой. Мама боялась, что со мной ее выкинут на улицу. Я, увы, не родился.

Во время беременности мама заболела гриппом. Врач порекомендовал убить меня. Мама доверилась ему, так как боялась, что я могу родиться больным. Тогда маме казалось, что она поступила правильно. Но уже 15 лет она глубоко сожалеет, что не позволила мне родиться.

Памятник нерожденным детям уже десять лет напоминает женщинам о том, что у них всегда есть выбор. А местные жители ежедневно возлагают живые цветы к крохотным скульптурам.

«Дети — жертвы пороков взрослых» Москва, 2001 год

«Дети — жертвы пороков взрослых»  Москва, 2001 год

Этот памятник не посвящен какому-то конкретному человеку или событию. Скульптор Михаил Шемякин создал композицию, которая, по его задумке, должна заставить взрослых людей задуматься о нынешнем и будущем поколениях.

В 2001 году на Болотной площади в Москве появилась скульптурная группа: двое детей с завязанными глазами в окружении 15 взрослых. Взрослые символизировали всевозможные пороки: наркоманию, проституцию, воровство, алкоголизм, невежество, лженауку, пропаганду насилия, садизм, позор, эксплуатацию детского труда, нищету, войну и равнодушие.

Сам Михаил Шемякин говорил: «Композиция задумывалась и осуществлялась мною как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений. Я как художник этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься».

Привлечь к скульптуре внимание удалось — она как минимум вызывала много вопросов у окружающих. Многие известные личности и представители власти призывали убрать эту скульптуру из центра столицы, ссылаясь на её дикость и мерзость. Но по велению мэра Москвы тех лет Юрия Лужкова скульптура осталась на месте — памятник «Дети — жертвы пороков взрослых» можно увидеть в центре Москвы до сих пор.

«Писающий мальчик» Брюссель, 1619 год

«Писающий мальчик» Брюссель, 1619 год

«Писающий мальчик» появился ещё в XV веке. Сначала это был небольшой фонтан на пересечении двух центральных улиц в Брюсселе, распределяющих питьевую воду по городу. По одной из легенд, скульптор Жером Дюкенуа создал такую скульптуру, чтобы выразить почтение кожевникам: именно они разрешали маленьким детям мочиться на кожаные изделия, чтобы материал становился более качественным и эластичным.

Был ли какой-то конкретный ребёнок, ставший натурщиком для мемориала –неизвестно до сих пор. Согласно одной из версий, это был героический мальчик, который описал вражеские боеприпасы, чтобы погасить их. Другая легенда гласит: однажды правитель Готфрид III Лувенский во время гримбергенской войны подвесил своего сына в люльке на дереве, а тот стал мочиться на врагов. Но, конечно, не обошлось и без мистики.

В Брюсселе несколько веков ходили слухи, что один непослушный мальчик пописал на дом ведьмы, та разозлилась и превратила его в статую

Как бы то ни было, бронзовому мальчику пришлось пережить многое. Он выжил при бомбардировках, его много раз пытались украсть и разрушить, чтобы свергнуть символ города, — армии других государств разрабатывали целые планы по захвату мальчика.

Первый случай кражи был зафиксирован в 1620 году. В один день мальчик просто пропал со своего обычного места, никто не мог его найти. Скульптору пришлось делать копию. После этого похищения скульптуры повторялись из года в год. Последнее скандальное происшествие случилось в 1817 году. Символ города был украден Антуаном Ликасом. Беглец разбил статую на 11 частей. И эта жестокость потрясла всю страну. Но вскоре детали всё равно удалось найти и собрать воедино. Преступника приговорили к пожизненному принудительному труду. С тех пор на скульптуре есть надпись: «1620 — REST 1817».

Сегодня «Писающий мальчик» — одна из главных достопримечательностей города, любимая фототочка туристов. У него есть множество костюмов, в которые он наряжается по особым случаям. Все они хранятся в музее GardeRobe MannekenPis. Кстати, недалеко от писающего мальчика находится его сестра Жаннеке Пис — правда, она не так известна.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится