В последние годы она редко появлялась на экранах, пик ее популярности пришелся на 1950-1960-е гг., когда вышли фильмы «Молодая гвардия», «Высота», «Дорогой мой человек», «Девчата», «Женитьба Бальзаминова» и др. Однако в прессе о ней чаще упоминали как о жене режиссера Сергея Бондарчука и матери актрисы и режиссера Натальи Бондарчук. Чем еще запомнилась зрителям знаменитая актриса – далее в обзоре.
Инна Макарова родилась в 1926 г. в поселке Тайга Кемеровской области, а выросла в Новосибирске, где ее отец работал диктором на местном радио, а мать была заведующей литературной частью театра «Красный факел». От родителей ей и передалась любовь к литературе и театру. С самого детства Инна начала заниматься в драмкружке, а ее первыми зрителями стали соседи во дворе, перед которыми она разыгрывала сценки.
Когда Инне было 15 лет, началась война. Тогда девочка вместе с другими участниками театрального кружка ездила по госпиталям и выступала перед ранеными. Именно тогда она и утвердилась в решении стать актрисой. Еще во время войны, в 1943 г. Макарова поступила на курс Сергея Герасимова во ВГИК, который в ту пору находился в эвакуации в Алма-Ате. Впоследствии знаменитый режиссер называл Инну одной из самых своих любимых и самых одаренных учениц. Еще будучи студенткой, Макарова начала выступать на театральной сцене, и сыграла роль Кармен, открывшую путь в большое кино.
Ее внешность была нестандартной для романтической героини, тем не менее Инне Макаровой часто доставались главные роли в театре и кино. Актриса обладала куда более ценным качеством, чем эффектная внешность, – неповторимым женским шармом и обаянием, благодаря которым могла дать фору самым ярким красавицам. Наверное, она была самой необычной Кармен из всех актрис, примерявших на себя этот образ, но была в роли роковой красавицы очень убедительна. На это обратил внимание писатель Александр Фадеев и порекомендовал Сергею Герасимову доверить ей роль в экранизации его романа «Молодая гвардия».
Этот фильм стад лидером проката 1948 года, его посмотрели больше 42 млн зрителей. За первую же свою главную роль Инна Макарова была удостоена Сталинской премии первой степени, после чего режиссеры засыпали ее новыми предложениями. Эта работа стала для нее знаковой не только в профессиональном плане, но и в личной жизни. Ее партнером по съемочной площадке в «Молодой гвардии» был Сергей Бондарчук, который после возвращения с фронта поступил на 3-й курс ВГИКа. На съемках он начал оказывать ей знаки внимания и вскоре сделал предложение. Однако официально пара зарегистрировала брак только в 1950 г., после рождения дочери Натальи. Они провели вместе около 10 лет, а потом расстались – популярность Бондарчука росла, его окружали первые красавицы советского кино, Макарова постоянно пропадала на съемках и не стала бороться за мужа, просто отошла в сторону. А он вскоре вновь женился – на актрисе Ирине Скобцевой.
А кинокарьера Инны Макаровой тем временем набирала обороты. Новая волна популярности пришла к ней после главной роли в фильме «Высота», где ее партнером по съемочной площадке был знаменитый Николай Рыбников. На съемках все сложные трюки актеры выполняли сами. На металлургическом заводе Днепродзержинска они взбирались на лестницы и мостки и работали на большой высоте. Инна Макарова рассказывала: «Мы с Николаем Рыбниковым решили все трюки выполнять самостоятельно, потому что мне казалось, что дублерша может не так прыгнуть, не так повернуться. И Коля в самых опасных сценах тоже снимался сам. Только один раз, опасаясь за его жизнь, сцену «общий спуск с высоты» осуществил каскадер. А тот эпизод, где герой Рыбникова пролетает с колосниковой площадки мимо меня, выполнил он сам. Причем приземлился Коля не очень удачно – на какую-то железку, но, тем не менее, продолжал работать. Но я считаю, что наши с Николаем действия нельзя назвать отчаянными или безрассудными. Мы не отчаянные ребята, как тогда утверждали журналисты. Это наша профессия – не мы такие, а те люди, которых мы играли».
Фильм «Девчата» закрепил ее профессиональный успех. Ее Надя была самой спокойной и незаметной из всех героинь, но у актрисы было с ней мало общего. Она умела твердо стоять на своем и показывать характер там, где дело касалось ее принципов. Инна Макарова не пришла на премьеру девчат в знак протеста против решения режиссера вырезать из фильма сцену, где ее героиня уходит от нелюбимого жениха Ксан Ксаныча прямо на пороге выделенной молодоженам комнаты – по мнению актрисы, эта сцена была самой важной для понимания характера Нади.
Ее имя было известно всем, в 1960-х гг. она стала одной из самых успешных и востребованных актрис. А вот на своей личной жизни Инна Макарова поставила крест – после развода с Бондарчуком она на протяжении 12 лет оставалась одна. Когда актриса уже не рассчитывала на то, что в ее судьбе могут произойти счастливые перемены, она познакомилась с хирургом и пульмонологом, доктором медицинских наук Михаилом Перельманом. В 47 лет Инна Макарова вышла замуж во второй раз и прожила с мужем почти 40 лет, вплоть до его ухода в 2013 г.
В 1990-х гг. актриса практически перестала сниматься в кино. Тех ролей, о которых она мечтала, ей уже не предлагали, а соглашаться на слабые сценарии она не хотела. По этому поводу Макарова говорила: «Я всегда была очень разборчивой и жёсткой в этом плане. Я не снималась все годы перестройки исключительно по одной причине: то, что мне предлагали, я не могла и не хотела играть. Для меня всегда было важно, кто снимает, что снимает, какой сценарий, кто партнёры. Если уж играть, то с удовольствием. А нет – зачем?».
К тому же, возраст давал о себе знать, начались проблемы со здоровьем. Еще с молодых лет она страдала от приступов астмы, но продолжала работать вплоть до 2015 г. В 2016 г. актриса начала стремительно терять память. В течение последних нескольких недель она находилась в одной из московских больниц. 25 марта Инны Макаровой не стало.
Актриса и режиссер Светлана Дружинина, которая снималась вместе с Инной Макаровой в фильме «Девчата», после ее ухода сказала: «У неё была совершенно невероятная, полная, яркая, прекрасная творческая жизнь. Она – женщина с золотой короной на голове». А народный артист России Евгений Стеблов говорит, что она была «очень яркой, внутренне гибкой: и серьезной, и озорной». Актер Николай Бурляев называет ее «и великой актрисой, и великой женщиной» и добавляет: «Ее кончина – это огромная утрата и для ее близких, и для русской культуры, и для всего народа, горячо любившего эту великую актрису».
Дочь Инны Макаровой и Сергея Бондарчука Наталья пошла по стопам родителей. В 1970-х гг. она начала сниматься в кино, а потом попробовала свои силы в качестве сценариста и режиссера: Зигзаги судьбы Натальи Бондарчук.