Модные тенденции
В 18 веке изменились не только стандарты красоты, но и женские наряды. Предполагается, что они стали результатом эпохи Просвещения, которая началась во Франции и быстро распространилась по всей Европе. Стандарты тела для дам кардинально изменились. Теперь красивыми женщинами считались те, кто подчеркивал свои полные бедра и, напротив, значительно уменьшали талию. Это стало возможным, благодаря ношению широких обручей, которые растягивались в стороны. Чтобы достичь необходимого эффекта, женщинам необходимо было носить нижнее белье под названием панье.
Специальные обручи расширяли боковые стороны юбок, оставляя переднюю и заднюю части относительно плоскими. Это позволяло в полной мере продемонстрировать красоту узоров на ткани, сложных украшений и богатой вышивки.
Происхождение
Как отмечают некоторые историки моды, создание такой корзины не было новинкой. Подобные формы, например, использовались в испанском фартингале 16 века. Это была нижняя юбка или круглая подкладка из ткани вокруг бедер, которую носили под женскими юбками, чтобы удлинить их и придать им форму.
Картины художника Веласкеса, на которых изображены женщины в очень широких платьях, подтверждают испанское происхождение корзины, хотя Франция популяризировала и модернизировала современную версию этого нижнего белья.
Некоторые говорят, что корзина возникла в Германии или Англии, поскольку она существовала с 1710 года в Англии.
До середины 18 века женское платье всегда представляло собой впечатляющее зрелище: женщины занимали в три раза больше места, чем мужчины. У некоторых юбки вытягивались в стороны больше, чем на метр. К 1780-м годам такие конструкции обычно носили только на формальных мероприятиях и при дворе.
Изготовление панье
Панье делали из металлических опор, ивовых ветвей или китового уса. Они могли расширять юбки до потрясающих полутора метров в ширину. Первоначально корзины в основном подвешивались к телу, а платье приобретало форму колокольчика. Поздние версии стали более плоскими и просто прикреплялись к талии. Они также постоянно расширялись: в середине 18 века некоторые женщины носили панье общей шириной два метра. Юбки были настолько широки, что две женщины одновременно никогда не могли пройти в один и тот же дверной проем или сесть рядом. Как следствие, появились изменения в дизайне мебели.
Чрезвычайно широкие панье надевали на официальные мероприятия, а маленькие являлись частью повседневной одежды.
Распространение
Согласно «Истории европейской моды», главным французским центром искусства и моды являлся Версаль. Под влиянием эпохи Просвещения он был перенесен в Париж, где тогда доминировал класс буржуазии. Вновь введенная мода коснулась не только аристократов. Довольно быстро слуги и другие работницы надели корзины (хотя и меньшего размера и из материалов низкого качества) и скопировали стиль женской половины дворянства. Понятно, что это вызвало презрение среди аристократок.
После Французской революции большая часть индустрии моды была разрушена, но в то же время другие европейские страны наслаждались производством и дизайном новой одежды, макияжа и причесок. Появилось много модниц, которые носили очень большие платья, так как считали это свидетельством высокого социального статуса. Ширина корзин не только подчеркивала привлекательный силуэт, но и являлась показателем экономического положения женщины: чем роскошнее было платье, тем богаче выглядела в глазах окружающих его владелица. Это объяснимо: большие платья требовали значительного количества материала и существенных затрат на работу. С другой стороны, мужчины часто высмеивали женщин за то, что они носили такие гигантские платья.