На экраны кинолента вышла в период «хрущевской оттепели» в 1959 г. Впервые советских солдат, попавших в плен и прошедших все круги ада в концлагерях, а затем еще и на Родине, показали не в роли предателей, а в роли жертв.
1. Немного о сюжете
А. Соколов, главный герой, смог не только сбежать из плена, но и не стать жертвой репрессий. Он снова попал в ряды фронтовиков. Но у него другая трагедия – при бомбежке семья его погибла, а сына, воевавшего, как и отец, убили в последний день ВОВ.
Чтобы не будоражить свои раны, герой не вернулся больше в Воронеж, его родной город, а поехал на стройку в соседнюю область, в маленький городок под названием Урюпинск. Здесь он познакомился с маленьким беспризорным и одиноким мальчишкой Ваней, мама которого тоже погибла во время бомбежки, а отца он практически не помнил. Когда тот ушел воевать, Ваня был совсем маленький. Отец же пропал без вести на фронте, как и тысячи солдат.
Соколов принял решение заменить мальчишке отца, занять его место, так как Ваня не помнил, какой он. Кульминационной сценой является признание главного героя в том, что именно он и является его папой.
2. В чем заключается хитрость режиссера
Сергей Федорович знал, что эта сцена сделает фильм или успешным, или провальным, но именно она и была наиболее сложной и проблемной из всех. В роли Вани снимался Паша Борискин, которому на тот момент было шесть лет. Он был утвержден на эту роль самим М. Шолоховым, хотя претендентов и было много. Мальчишка был способный, но читать пока еще не умел, поэтому свою роль он запоминал только на слух. Паша был не новичок в мире кинематографа и уже снимался в 2-х картинах.
Играл он органично, только самая главная сцена, где мальчик бросается на шею главному герою, узнав, что он и есть его родной отец, долгое время не получалась. Бондарчук хотел отснять ее в первую очередь, но видя, что нужное качество не получается, решил пока отложить съемку этой сцены на какое-то время.
За этот период он решил подружиться с Пашей: они нередко играли вдвоем в футбол, просто гуляли, режиссер угощал его вкусненьким. Потихоньку мальчик привык к старшему другу и уже не стеснялся его. Для него он стал промежуточным звеном между родственником и другом. В семье мальчика тогда произошел развод родителей, и он скучал по папе, не понимая, почему тот не может больше жить с ним и мамой. Бондарчук на небольшой период решил в какой-то мере заменить отца и помочь ребенку пережить нелегкий период его жизни, и тот пошел ему навстречу.
Спустя 4 месяца съемок, когда практически основная часть киноленты была уже отснята, знаменитый режиссер применил хитрый ход. На камеру Паша стеснялся произносить «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдешь!» с требуемой эмоцией. И тогда Бондарчук принял решение отдельно записывать видео-дубли и озвучку.
Практически на следующий день в грузовике отсняли сцену в нескольких дублях. Аудио же записывали в степи, куда выезжали звукорежиссер, Бондарчук и Паша. Мальчик выкрикивал слова прямо в поле. Самый удачный аудио-трек наложили на кадр, и появился удивительный фильм.
3. Немного из жизни Пашки
Частично съемки велись в станице под названием Вешенская (родина М. Шолохова). Шестилетний мальчишка в промежутках между дублями носился по станице в оборванной сценической одежде и даже к кому-то на огород забрался. Сердобольные местные жители мальчика жалели и подкармливали. И длилось это до того момента, пока Бондарчук не разъяснил им ситуацию, что мальчик все имеет, просто роль такая у него, а лохмотья вместо одежды – сценический образ. Павел Полунин, несмотря на свои способности, актером в дальнейшем не стал. Сейчас ему 68 лет, он живет в Москве и является простым пенсионером.