Он, кстати, не только заложил основы педагогики как науки, но и сделал самого себя великолепным объектом изучения и примером для тех, кто грызет гранит науки.
Эразм из города Гауда, Роттердам
Сейчас этот ученый не то чтобы в моде – гуманизм не занимает первых мест в перечне насущных интересов среднестатистического читателя, но вполне можно предположить, что не за горами то время, когда книги и трактаты Эразма Роттердамского опять будут читать и цитировать. Переоценить влияние этого ученого на европейскую мысль эпохи Возрождения, а за ней и на современное общество довольно трудно.
Интересно, что взгляды на окружающую действительность и на воспитание молодого поколения, под которыми сразу хочется подписаться и теперь, были сформулированы в совершенно другой реальности – фактически, при отзвуках Средневековья. Создается впечатление, что они, эти тезисы, не просто проверены временем, а еще и не зависят от времени.
Эразм, которого часто называют Роттердамским по месту рождения, был незаконнорожденным, но желанным и любимым ребенком. Отец его, католический священник из городка Гауда близ Роттердама, полюбил некую Маргарет, возможно, экономку. Заключить брак означало пойти против воли семейства и разрушить церковную карьеру, поэтому влюбленные просто жили вместе, без венчания.
В такой семье родилось двое детей, старший Питер и младший Эразм. Есть разные версии относительно настоящего имени младшего сына – либо это результат перевода на латынь, либо же мальчика назвали именно так в честь христианского святого Эразма Формийского.
Мальчики жили в счастливой любящей семье, но это продолжалось недолго. Они попали в школу – лучшее местных из учебных заведений. А потом случилось то, что навсегда отделило эту первую, счастливую часть жизни Эразма от дальнейшей его судьбы – далеко не всегда благополучной, зато наполненной смыслом и целью.
Мать и отец братьев умерли от чумы, напасти, которая то уходила, то возвращалась, каждый раз унося тысячи жизней в Европе. Эразм остался сиротой, и когда ему было тринадцать, он отправился в монастырь, где прожил несколько лет. Оказалось, что именно этот шаг направил юношу на единственно возможный для него путь. Его призванием стала вовсе не роль монаха или даже священника, как его отец. В монастыре Эразм получил доступ к самому интересному, что было в его жизни – к древним манускриптам, к античным рукописям.
Чему и как учился Эразм и кого обучал сам
Он получил возможность изучать в библиотеке монастыря латынь и греческий, читать классиков, погрузиться в атмосферу античного мира, который был заключен в эти документы, мира, ставшего в итоге для Эразма куда более близким, чем мир реальный. Вдобавок не то школа, не то врожденные особенности сделали из него человека, способного к самообразованию: в изучении наук он находил удовольствие, это была его страсть.
Разумеется, он преуспел. Прекрасно владея речью, обладая широкими познаниями в доступных тогда науках, острым быстрым блестящим умом, но не приняв для себя монастырскую жизнь, он покинул стены обители и поступил на службу секретарем Генриха Бергенского, епископа города Камбре.
Благодаря своим способностям и покровительству влиятельных церковников, которые и руководствовались, в общем, стремлением дать дорогу талантливому молодому человеку, прекрасно знающему латынь, Эразм поступил в Парижский университет. Так сын священника из Гауды получил возможность заниматься любимым делом своей жизни – учиться и проводить время среди древних рукописей.
Если же говорить о практической, бытовой стороне, то парижские годы были довольно непростыми. Эразм недоедал и даже голодал, здоровье его было подорвано, в некотором роде приходилось выживать. В те годы молодой ученый начал преподавать – репетиторство давало средства к существованию и не отвлекало от наук. Эразм мог сочинять и издавать свои труды. Первой стала книга Adagia, которая представляла собой сборник изречений античных авторов.
Благодаря своему интеллекту, быстрому уму, ироничному взгляду на вещи Эразм очень легко завоевал признание в Европе, он быстро стал человеком исключительно популярным. Он был одним из первых гуманистов – приверженцев системы взглядов на человека как на высшую ценность. Эразм не стремился к публичности, не искал влияния и должностей, был не из тех, кто проповедует с целью увлечь за собой как можно больше последователей; он исследовал интересные ему материи, фиксировал результаты своих размышлений в литературных произведениях. Они, эти произведения, часто становились бестселлерами.
Чего стоит один тот факт, что в те годы – на рубеже XV и XVI веков – от 10 до 20 процентов всех продаж книг в Европе приходилось на сочинения Эразма Роттердамского. Одной из самых знаменитых стала работа «Похвала глупости», где в ироничной форме Эразм прошелся по основным порокам современного ему общества. Разумеется, большая часть сочинения относилась к церкви – вообще в те годы большая часть того, о чем писали, было связано с религией.
На тот же период пришлось распространение учение Мартина Лютера и начало Реформации. Лютер был одним из многих корреспондентов Эразма, другим стал, ни много ни мало, Томас Мор, английский философ и государственных деятель. «Похвала глупости» была написана как способ скоротать часы во время путешествия Эразма в Англию, к Мору. В этой стране философ бывал несколько раз, он вообще очень много путешествовал, чувствовал себя тем, кого сейчас назвали бы космополитом, гражданином Европы.
Реформацию Эразм не поддерживал, но и церковь критиковал, оставаясь, несмотря на это, верующим католиком до конца своей жизни. Одним из направлений его научной работы был перевод и изучение оригинальных текстов Священного Писания – раньше было принято изучать Библию через труды нескольких авторитетных ученых-богословов.
Эразма Роттердамского ценили как талантливого преподавателя. Сначала он получил звание почетного доктора в Туринском университете, потом преподавал в Кембридже, был профессором богословия. Интеллект, эрудиция позволяли Эразму и быть интересным собеседником и полезным консультантом и для правителей тогдашней Европы. Английский двор не скрывал своей симпатии к философу, папа римский был его поклонником, а Карл Испанский – будущий император Священной Римской империи Карл V, который тоже высоко ценил свое знакомство с Эразмом, - дал ему должность королевского советника, при этом не требуя выполнения каких-либо обязанностей, но определив философу щедрое вознаграждение. Это позволило ученому продолжать свои изыскания, не отвлекаясь на решение насущных вопросов относительно средств к существованию.
Эразм Роттердамский и его педагогические взгляды
Педагогические взгляды и вопросы воспитания составили важную часть наследия Эразма Роттердамского. Он знал, о чем говорит – во-первых, самостоятельно пройдя школьные реалии, фактически сохранявшие тогда средневековые традиции воспитания. А во-вторых, он видел процесс с другой стороны, занимаясь преподаванием. У Эразма были собственные взгляды на то, как сформировать счастливую и развитую личность.
Прежде всего Эразм, не приемлющий насилия ни в каком виде, призывал отказаться от наказаний, как телесных, так и словесных. В то время нормальным считалось использование розг, палок, других методов физического воздействия на детей. Это познал и сам Эразм, который называл школы «казематами для пыток».
Философ считал необходимым воспитывать ребенка без принуждения, через игры, находя нужные формы обучения в зависимости от темперамента, характера ребенка. Начинать занятия следовало с трех лет, лучшим занятием для этого возраста ученый называл изучение языков. Эразм рекомендовал тренировать память, а главное, между ребенком и учителем должны были складываться особенные доверительные отношения, без которых прогресс в учебе невозможен. Эразм считал важным физический труд, который нужен для развития личности.
Петр I, который старался брать из Европы все лучшее, обратил внимание и на сочинения Эразма относительно педагогики и воспитания, поручив перевести их на русский язык и использовать как руководство. Эразм не позиционировал себя как образец для подражания, хотя мог бы – высот он достиг небывалых. Он стал первым настолько известным мыслителем в Европе, да и после него личностью подобного масштаба был разве что Вольтер.
Эразм отличался непоседливостью, много путешествовал по Европе, был исключительно толерантен и осуждения других себе не позволял. Он не признавал насилия и был, по сути, пацифистом своего времени.
Эразм Роттердамский умер в 1536 году в Базеле, в Швейцарии.
С Эразмом дружил художник Ганс Гольбейн, написавший несколько портретов философа - художник, одна из картин которого пугала Достоевского.