Пьер Боннар писал пейзажи, натюрморты, животных, городские сценки, картины в жанре ню и портреты. В его творчестве цвета обычно преобладали над изображаемым предметом.
Биография Пьера Боннара
Пьер Боннар появился на свет в пригороде Парижа Фонтен-о-Роз, в семье высокопоставленного чиновника. Отец юноши мечтал, что сын пойдет по его стопам, и Пьер поступил в Сорбонну на факультет права. Параллельно он занимался в парижской Академии Жюлиана, где встретил Поля Серюзье (Paul Sérusier), Мориса Дени (Maurice Denis) и Поля Рансона (Paul Ranson).
В 1888 году одаренного молодого человека приняли в Школу изящных искусств. Там начинающий художник открыл для себя творчество Дега (Edgar Degas), Сезанна (Paul Cézanne), Гогена (Paul Gauguin), познакомился с Кер-Ксавье Руселлем (Ker-Xavier Roussel) и Жаном-Эдуаром Вюйаром (Jean-Édouard Vuillard). Эти двое станут его друзьями до конца жизни.
Тогда же, в 1888-м, Боннар с товарищами из Академии вступает в «Наби» — неформальную группу, объединившую постимпрессионистов и символистов. Из-за увлечения гравюрами Страны восходящего солнца набиды прозвали Пьера «японствующим Наби».
Известность пришла после выпуска плаката для фирмы «Франс-Шампань». Расклеенный на столичных улицах в марте 1891-го, он восхитил Тулуз-Лотрека (Toulouse-Lautrec) и, к счастью, убедил семью художника, что искусством тоже можно зарабатывать.
В 1893 году Пьер Боннар встретил цветочницу Марту Де Мелиньи. Любовь вдохновила его на создание шедевров в жанре ню, трогательных и деликатных. Марта стала его натурщицей, музой, а спустя 32 года — и женой. Правда, долгожданную свадьбу омрачило самоубийство бывшей возлюбленной художника, Рене Моншати.
Пьер Боннар уделяет внимание декоративному искусству: трудится над декорациями для театра, эскизами мебели, литографиями. В 1894 году он создает легендарную афишу для журнала La Revue Blanche. А в 1895 г. состоялась персональная выставка в галерее Поля Дюран-Рюэля (Paul Durand-Ruel).
В начале XX века, когда художественные стили возникали и исчезали с сумасшедшей скоростью, гений упорно искал свой личный путь. Он писал медленно и тщательно, напоминая этим Вермеера.
Пьер Боннар обожал путешествия. Он объездил всю Европу, побывал в Алжире и Тунисе. Тяга к странствиям объяснялась неутоленным творческим любопытством. В 1909 году мастер долго жил в Сен-Тропе — Мекке художников-фовистов и постимпрессионистов.
Во время Первой мировой войны живописец сосредоточился на обнаженной натуре и портретах, а в 1916-м завершил серию больших композиций. В 1925 году, во время очередного путешествия, Пьер Боннар приобретает дом в Каннах. Он регулярно выставляется, торговцы картинами наперебой стремятся заполучить его работы. Имя художника гремит на весь мир.
Начавшаяся Вторая мировая война вынудила Пьера и Марту покинуть Париж и отправиться на юг Франции. В период оккупации мастер совершил смелый поступок, отказавшись написать портрет маршала Петена (Philippe Pétain), лидера французских коллаборационистов.
В 1945 году была закончена алтарная картина «Святой Франциск Сальский, посещающий больных». Боннар придал лицу святого черты своего друга Вюйара, умершего в 1940-м.
«Тот, кто поет, не всегда счастлив» — говорил Пьер Боннар, а его картины полыхали золотом янтаря... Свое последнее произведение — «Миндальное дерево в цвету» — он дописал за неделю до смерти, наступившей 23 января 1947 года.
Творческая жизнь гения описана в романе «Море» Джона Бэнвилла (William John Banville), удостоенном в 2005-м Букеровской премии.
Самые известные картины Пьера Боннара
Картины Пьера Боннара основаны не столько на традиционных изобразительных приемах, сколько на фантастических цветах, поэтических аллюзиях и «визуальном остроумии». В число его лучших произведений вошли:
- «Упражнения» (1890) — созданная в стиле модерн картина — пародия на батальный жанр.
- «Женщина и собака» (1891) — клетчатый узор блузы вдохновлен японскими орнаментами.
- «Белый кот» (1894) — плоская мордочка животного напоминает лицо японца. Непропорционально длинные лапы делают котика невероятно милым и комичным.
- «Сиеста» (1900) — картина буквально дышит чувственной негой.
- «Столовая на даче» (1913) — чувствуется влияние кубизма. Интерьер комнаты связан с внешним миром через открытую дверь и окно.
- «Чаша с фруктами на столе» (ок. 1934) — контраст теплых цветов и темных теней и слегка искаженная перспектива отражают активный поиск автором новых средств выражения.