Многие режиссеры отличаются взрывным характером и считаются людьми неуравновешенными, но Александр Иванович Серый даже среди своих коллег всегда казался личностью необычной. Он происходил из интеллигентной, но совершенно не творческой семьи, пробивался в Москве сам, приехав поступать из Воронежской области. Причем учился он сначала в Московском Энергетическом, а затем – Авиационном институтах. О кино много лет даже не помышлял, работал инженером на заводе, начальником лаборатории, постепенно дослужился до старшего инженера Московского радиоцентра.
Однако было в жизни Александра Ивановича одно необычное хобби. Еще студентом его почти насильно привели в театральный кружок, пришлось записаться по комсомольскому поручению. В этом новом для себя месте Серый сначала взбунтовался, выходить на сцену отказался сразу и резко, но, посидев на двух-трех репетициях, неожиданно начал помогать режиссеру и постепенно втянулся в необычное занятие. Через год он уже сам ставил студенческие спектакли, а, окончив институт, ездил с другого конца Москвы в родную театральную студию, чтобы поработать там вечером со студентами.
К тридцати годам Александр Серый понял, что хочет попробовать изменить свою жизнь. Он записался на Высшие режиссерские курсы при киностудии «Мосфильм» и попал на один курс с Георгием Данелией. Сразу после окончания курсов ему улыбнулась удача, - молодого режиссера взяли в штат «Мосфильма». Он готовился к своей первой самостоятельной работе, когда произошло трагическое событие, перевернувшее его жизнь.
Александр застал свою девушку в гостях у другого молодого человека и приревновал ее. Схватив молоток, он напал на «соперника» и сильно ударил его по голове. Судя по всему, горячий нрав обманул влюбленного, на самом деле девушка была ему верна. Она дождалась своего непутевого «Отелло» из тюрьмы и вышла за него замуж, а вот пострадавший остался на всю жизнь инвалидом. Из-за тяжести травмы Александру присудили восемь лет, но отсидел он только пять, за хорошее поведение вышел по УДО.
После отсидки работа на «Мосфильме» была для него потеряна, но, к счастью, помог бывший однокурсник. Георгий Данелия к тому времени уже снял фильмы «Путь к причалу» и «Я шагаю по Москве», поэтому был вхож в кабинет директора киностудии. Он сумел убедить руководство взять Серого с испытательным сроком. Конечно, много лет после этого тот мог претендовать только на должность помощника режиссера, но поначалу бывший заключенный был и этому рад. Кстати, прозвище «Мосфильмовский Отелло» начинающему режиссеру дал сам Пырьев, - корифей советского кино считал, что талантливый человек должен иметь неспокойный и взрывной характер.
Так случилось, что «Джентльмены удачи» стали первой самостоятельной работой опального режиссера. Семь лет он добивался этого права, и наконец получил его, опять же с помощью Данелии. Георгий Николаевич сам доработал перспективный сценарий и стал художественным руководителем картины, на этих условиях удалось главным режиссером сделать Александра Серого. Кстати, все жаргонные словечки и достоверные подробности из жизни зэков бывший «сиделец» добавил в фильм сам. Из-за этого «колорита» комедия долго не получала одобрения начальства, пока ее не увидел Леонид Ильич Брежнев. Генсек, посмотрев фильм на своей даче, заметил, что блатные словечки и так знает каждый мальчишка, и дал «Джентльменам удачи» зеленый свет.
Фильм имел невероятный успех, но режиссер к моменту его выхода лежал в больнице. Ему поставили страшный диагноз - лейкемия. Александр Серый сумел на некоторое время оттянуть страшный конец, выторговал у судьбы еще несколько лет работы, но на премьере своего детища в Доме кино его не было, на всех премьерных мероприятиях вместо режиссера на сцену выходил Георгий Данелия, и из-за этого пошла та самая путаница.
Александр Серый сумел поставить еще две комедийные ленты: «Ты — мне, я — тебе» и «Берегите мужчин!», однако они оказались менее успешными, чем «Джентльмены удачи». Болезнь все прогрессировала, и в 16 октября 1987 года, за несколько дней до своего 60-летия режиссер ушел из жизни. Этот выбор он сделал самостоятельно, причинив близким огромное горе. Возможно, если бы не болезнь, мы смогли бы увидеть продолжение блистательной комедии и узнать о том, как вели честную жизнь герои советской криминальной комедии, ведь Александр Иванович мечтал снять продолжение этой истории.
К сожалению, Александр Серый стал очередным примером советского режиссера, не получившего за невероятно популярный фильм даже части заслуженных наград. Судьба знаменитого Василия Алибабаевича из комедии «Джентльмены удачи» тоже сложилась не слишком счастливо: Драма, которая разрушила жизнь Раднэра Муратова