Жанна Пакен – в девичестве Жанна Мари-Шарлотт Беккерс - родилась в 1869 году в северном пригороде Парижа, ее отец занимался медициной.
Совсем юной Жанна устроилась на работу в ателье и так преуспела в швейном деле, что за несколько лет прошла путь от подмастерья до главной портнихи модного дома «Руфф».
В 1891 году она вышла замуж за Исидора Рене Жакоба Пакена – этот союз стал для них и прочным деловым партнерством. Вместе они открыли дом моды Paquin – в каком-то смысле это был свадебный подарок Жанне от Исидора, бывшего банкира и бизнесмена – от родителей он унаследовал магазин мужской одежды, который не без успеха продвигал. Он взял на себя обязанности управляющего, а Жанна получила возможность реализовать все свои творческие стремления.
Их ждал ошеломительный успех. Платья Paquin неслись к своим будущим владелицам – аристократкам, дочерям и женам миллионеров, знаменитым актрисам – через моря и океаны.
В первое десятилетие существования дома Paquin его филиалы были открыты в Мадриде, Лондоне, Нью-Йорке…
Такого раньше не делал ни один модный дом. И ни один модный дом не предоставлял свои творения для продажи в универмаги – но Paquin это не смущало.
В 1900-м году Жанну избрали президентом секции моды на Всемирной выставке в Париже. Она отвечала за все – организацию показов, оформление выставочных павильонов – и созданное ей выставочное пространство называли впоследствии «храмом моды».
Жанна часто устремляла взор в прошлое или к экзотическим культурам – создавала коллекции в стиле ампир или перенимала крой традиционного японского костюма.
Жанна говорила: «Мода должна постоянно обновляться, не проявляя слабости или страха, и делать это с дерзостью».
Впрочем, Жанна, активная и деятельная, понимала – жизнь женщин меняется кардинально. Она предложила клиенткам носить плиссированные юбки из прочной ткани, устойчивые к износу и удобные для поездок в общественном транспорте, платье с драпировкой, которое можно было надеть и днем, и вечером, поменяв лишь аксессуары.
Жанна обратила внимание на то, как увлечены клиентки «хромыми юбками» Пуаре – такими узкими, что в них можно было передвигаться лишь мелкими шажками. Но она сочла их совершенно неподходящими для современных женщин – и переработала придуманную коллегой-соперником модель, снабдив ее скрытыми складками – так силуэт оставался актуальным, не сковывая женщину.
Сама она отдавала предпочтение длинным саржевым костюмам – в них было удобно работать. За пару десятилетий до того, как женщины начали массово осваивать езду на автомобиле, Жанна создала платья для элегантных автомобилисток – практичные и удобные. Она разрабатывала многофункциональную одежду для спорта, охоты и путешествий, в которой «не стыдно было показаться и в ресторане».
«Она самый коммерчески успешный художник из ныне живущих» - писали о ней модные обозреватели.
Жанна создавала платья из шифона и бархата, отделывала их мехом и вышивкой, но никогда не была эскаписткой и мечтательницей, ее вещи предназначались женщине, не играющей роли интерьерной куклы, а ежедневно добивающейся успеха.
Пакен умела позаботиться о своих интересах – история знает множество исков дома Paquin к укравшим их модели конкурентам.
Она во всем была первой – в том числе и первой женщиной, открывшей модный дом и занявшей место главного дизайнера.
Первой из женщин-модельеров удостоилась ордена Почетного легиона.
«Я просто хочу справедливости, хочу, чтобы в какой области женщина бы ни работала, её заслуги были бы признаны» - сказала она тогда в своей ответной речи.
Пакен придумала то, что сейчас называют «коллаборациями» - начала сотрудничать с художниками и архитекторами для создания своих коллекций, например, создала ряд костюмов по эскизам Льва Бакста.
Она стояла в авангарде стиля «модерн», изменившего представление Европы и Америки о дизайне. Первой же Жанна отправила манекенщиц «в люди». Девушки в платьях от Жанны Пакен прогуливались по ипподрому Longchamp Racecourse в Булонском лесу среди роскошной публики.
Модные показы Пакен проходили в Королевском театре в Лондоне - тогда одним из новшеств стало использование музыки во время дефиле.
Именно Пакен, а не Шанель, вывела на модную сцену черный цвет – в то время он считался траурным.
В то же самое время Пакен не была хладнокровной капиталисткой. Однажды вместе с мужем она приобрела роскошную виллу за городом… куда отправляла отдыхать сотрудниц модного дома. Когда в 1917 году работницы модной индустрии устроили в Париже забастовку, Жанна присоединилась к бастующим – чем навлекла на себя недовольство коллег-модельеров.
В 1907 году Исидор внезапно скончался. Ему было всего сорок два года. Убитую горем Жанну (с тех пор она одевалась лишь в черное и белое, отказавшись от цвета в знак траура) поддержал сводный брат и его супруга – вместе им удалось удержать бизнес на плаву. Жанна возглавляла модный дом Paquin до 1920 года – но и после ее ухода «на пенсию» работа не останавливалась – на смену Жанне пришла Мадлен Уоллес и другие творческие женщины, вдохновленные ее примером. Именно в доме Paquin в Лондоне набиралась опыта еще одна будущая революционерка модной индустрии – Мадлен Вионне.
Впрочем, Жанна, отойдя от дел, не скучала – она решилась вновь выйти замуж и последние годы жизни провела с французским дипломатом Жаном-Батистом Нулансом.
Цепкая, сильная, когда дело касалось работы и творчества, Жанна была очень скромной в жизни, не устраивала шумных вечеринок, редко появлялась в свете, не кричала на весь мир о своем таланте. Кажется, это – одна из причин, по которой об огромной роли Жанны Пакен для модной индустрии забыли на многие годы.
Ее модный дом пережил ее на двадцать лет. Ее достижения остались в мире моды навсегда – и стали столь привычными, что нам трудно представить моду до Жанны Пакен.