Петер Штрудель также по праву считается создателем старейшей в Центральной Европе академии искусств. Он основал частную школу для обучения молодых художников на собственные средства, и до конца жизни руководил этим престижным учреждением.
Биография Петера Штруделя
Петер Штрудель появился на свет в 1660 году в небольшом городке Клесе, который в ту пору был частью Священной Римской империи, а сегодня принадлежит Италии. Точная дата рождения художника не установлена до сих пор, но не подлежит сомнению факт, что он был младшим братом другого известного скульптора Пауля Штруделя (Paul Strudel). Первым учителем Петера был его отец, владевший небольшой мастерской по изготовлению статуй и декора для зданий. А основам живописи юношу обучил итальянский художник Джованни Карло Лотто (Giovanni Carlo Lotto), переехавший в Южный Тироль из Венеции.
Петер Штрудель оказался одаренным учеником и уже в начале 1680-х годов получил приглашение курфюрста Иоганна Вильгельма Пфальцского занять должность придворного живописца в Гейдельберге. Впрочем, надолго он в этом городе не задержался, потому что в 1685 году его позвал в Вену брат Пауль, к тому времени уже состоявший на службе у императора Леопольда I. В отличие от своего ближайшего родственника Петер специализировался на живописи. По заказу монарха и высшей венской знати он создавал картины с изображениями святых, а также занимался изготовлением алтарей для храмов австрийской столицы. Тем не менее художник периодически работал вместе с братом, помогая тому воплощать в мраморе статуи правителей рода Габсбургов для украшения интерьера замков.
В 1690 году Петер Штрудель купил большой участок земли в пригороде Вены недалеко от одного из дворцов императора и построил здесь просторный особняк. А спустя два года он выделил несколько комнат для обучения молодых художников, основав частную школу по подобию итальянских академий Святого Луки. Леопольд I поддержал начинание своего протеже, ежегодно выделяя солидную сумму денег из императорской казны на содержание учреждения. Но после смерти Штруделя академия закрылась, и только в 1726 году, благодаря стараниям Якоба ван Шуппена (Jacob van Schuppen), ее деятельность возобновилась.
О личной жизни художника сохранилось мало достоверных сведений. Известно, что он был женат на Элизабетте Катриохан, в браке у него родилось двое сыновей, из которых выжил только один по имени Иоганн. В 1701 году Леопольд I даровал художнику наследный титул барона, а спустя еще четыре года созданная Штруделем частная школа была официально преобразована в императорскую академию искусств. При этом ее основатель стал первым директором учреждения и занимал престижную должность до самой смерти.
Петер Штрудель умер 4 октября 1714 года в возрасте 54 лет, оставив единственному сыну огромное состояние и роскошный особняк в стиле барокко. До наших дней не сохранилось ни одного портрета мастера, зато в музеях хранится более 200 живописных и несколько десятков его скульптурных произведений.
Самые известные картины Петера Штруделя
Гениальный австрийский художник за свою карьеру создал немало искусных работ. Но самыми известными картинами Петера Штруделя считаются:
- «Оплакивание Христа» (1692) — произведение на библейскую тематику, в котором Спаситель предстает перед зрителем в окружении нескольких скорбящих фигур. Светлое полуобнаженное тело Христа контрастно выделяется на фоне остальных персонажей.
- «Путти с цветочной нитью и знаменем» (1699) — шедевр с изображением обнаженного мальчика с лентой в правой руке. Аллегорическую композицию искусно дополняют гирлянды цветов и темных облаков.
- «Рождение Христа» (1710) — работа живописца, посвященная одному из величайших христианских праздников. Крохотный младенец лежит на руках матери, а над его головой радостно резвятся ангелы.
- «Христос на Елеонской горе» (1712) — картина, наполненная трагическими предчувствиями скорой казни Спасителя. По преданию, Христос молился на Елеонской горе накануне своего ареста, прося у Бога сил для предстоящего испытания.
Петер Штрудель был искусным мастером живописи и скульптуры своей эпохи. Благодаря упорному труду он добился больших успехов в профессиональной карьере, став к концу жизни самым богатым и авторитетным австрийским художником.