Самые запоминающиеся киноработы актеров, взявших на себя нелегкую задачу отобразить «великого реформатора», – далее в обзоре.
Николай Симонов, «Петр Первый», Ленфильм, 1937 - 1938 г.г.
Часто к этому образу обращаются как к хрестоматийному при обсуждении киновоплощений Петра Великого. Фильм охватывает взрослые и самые деятельные годы жизни самодержца, а значит и харизма, и буйство всех эмоций актеру нужно было вложить в работу с лихвой, что Николай Константинович и сделал. Дилогия снималась под взором Сталина, по утвержденной им концепции, поэтому оплошностей и недочетов в съемках допускать было нежелательно. Но стоило ли это напоминать такому корифею, как Николай Симонов… Он воплотил образ личности Петра, как человека, «возвысившегося над своей эпохой», чего и хотел достичь автор сценария А.Толстой.
Владлен Давыдов, «Табачный капитан», Ленфильм, 1972 г.
Эту легкую незамысловатую музыкальную комедию часто можно увидеть в преддверии новогодних праздников, именно в канун нового, 1973 года и произошел ее премьерный показ по телевидению. Но образ правителя, ратующего за благосостояние отчизны, справедливого и трудолюбивого, хотя и сурового Петра зритель запомнил однозначно. Владлен Семенович Давыдов так его и играл, со всей честностью, добросовестно, не смотря на жанр и возможные исторические неточности. Таким мы его помним и по роли коневода Николая в «Кубанских казаках», хотя между этими ролями – поколение.
Алексей Петренко, «Сказ о том, как царь Петр арапа женил», Мосфильм, 1976 г.
Еще один образ реформатора-Петра с претензией на юмор, иронию, проявление обычных человеческих качеств был воссоздан этим замечательным актером, игравшем в паре с Владимиром Высоцким. Роль получилась яркая, живая, остроумная, одновременно заставляющая задуматься о личности героя, которому прощаешь его вспыльчивость и порой несправедливость, обусловленные личностными мотивами из-за почти одержимости достичь благополучия или даже величия державы.
Дмитрий Золотухин, «Юность Петра», «В начале славных дел», «Россия молодая», киностудия им. М.Горького, 1980 - 1982 г.г.
Актер настолько точно «попал» при изображении молодого тогда еще царя, что более удачной актерской работы выполнить ему уже не удалось. Сыграл, как того требовал автор произведения, описывая этого пышущего энергией главного героя. Вот как героя, – эпохи, того времени, тех обстоятельств и места действия, – Дмитрий и предъявил на суд зрителям и критике. Что те, что другие были благосклонны к его работе, но непререкаемы в дальнейшем: и если по опросу читателей «Советский экран» он был признан самым лучшим актером 1981 г. за работу в первых двух фильмах, а за третий получил Государственную премию, то затем других значимых ролей актеру сыграть не удалось. Зато смог Дмитрий Львович реализовать себя как режиссер и сценарист, и за работу над фильмом «Зона Любэ» был номинирован на премию кинофестиваля «Кинотавр» в 1995 г.
Александр Лазарев, «Демидовы», Свердловская киностудия, 1983 г.
Александр Лазарев и ранее играл роль Петра I в фильме «Дмитрий Кантемир», 1973 г., но в киноэпопее «Демидовы» актер показал классического монарха, без больших акцентов и перегибов. Быть может поэтому он не запал в душу зрителю как актер, который ассоциируется с образом императора. С другой стороны, такой игрой артист проявил свой профессионализм, не разрушая конструкцию картины, не перетягивал на себя внимание, давая раскрыть образы главных героев. Однако анализируя работу Александра Сергеевича, следует отметить, что образы самодержца, созданные им в фильме, «как бы документируют исторический фон действия, выявляя его основную идею», – говорит о сыгранном культуролог Наталья Кириллова.
Николай Караченцов, «Тайны дворцовых переворотов. Завещание Императора», Россия, 2000 г.
Режиссер С.Дружинина и весь съемочный коллектив картины проделали огромную и нужную работу по созданию этого телесериала. А тон ему с самых первых кадров задала игра неповторимого Н.Караченцова, которому досталась работа по воссозданию последних дней жизни великого императора России. Его образ полон трагизма не только из-за известной кончины государя, но и потому, что актер сумел передать всю гамму чувств и эмоций, когда за столь короткий срок здоровый, по крайней мере – на вид, человек, обладающий практически безграничным влиянием в своей империи, решающего судьбы стран и народов превращается в обычного больного человека, не способного в конце-концов даже действовать и мыслить связно. Прожить жизнь великого человека за несколько дней – такова была сверхзадача актера, и он с ней справился безупречно.
Александр Балуев, «Петр Первый. Завещание», Россия, 2011 г.
Цель режиссера этой экранизации романа Даниила Гранина – оголить личные струны Петра, дать рассмотреть зрителю за латами рыцаря-государственника уязвимого сына, мужа, любящего мужчину. Кому как не Александру Балуеву не привыкать воплощать на экране страсть и нежность, брутальность и трепетное отношение к любимым людям, неуемную беспечность и стратегическую продуманность в одном персонаже. В свою историю о Петре Великом актер буквально «врезал» короткие моменты о раненом сердце, уязвленном самолюбии и внутренней борьбе между монархом с практически неограниченными возможностями для мести и помазанником божьим, ответственным за судьбы подданных и подающим пример к великодушию и всепрощению. Артист «вымучивает» вместе с персонажем тяжелейшие решения государственного значения, которые одновременно задевают его личный круг отношений, если можно вообще говорить о наличии такового у деятеля подобного масштаба.
Дмитрий Дюжев, «Тобол», 2019 г.
Вот уже и когорта современных актеров с воодушевлением приняла участие в съемках исторического фильма, имеющего под собой реальную историю. Дмитрию Дюжеву пришлось немало потрудиться для перевоплощения в роль государя всероссийского, благо внешнее сходство налицо, да и трудолюбия актеру не занимать. Результатом стала прекрасная работа артиста в кадре, захватывающий сюжет и благосклонное отношение зрителей и критиков к игре Дмитрия и в целом – к картине.