Создатели сериала заявляли о том, что в нем нет отступлений от исторической правды. При этом сценарист Эдуард Володарский признавался, что многое в биографии певца ему пришлось додумать. Его песни он знал с детства. «Мы во дворах пели: «Я тоскую по родине, по родной стороне моей». Я много о нем прочитал, но судьбу сочинил сам...», – говорил Володарский. Дело в том, что в биографии Петра Лещенко действительно было много белых пятен, и в распоряжении сценариста оказалось только несколько достоверных фактов.
Петр Лещенко часто рассказывал друзьям истории из своей жизни, но они не были записаны. Единственные письменные источники, на которых основываются существующие биографии певца, – это протокол допроса артиста после его ареста Румынской службой госбезопасности и воспоминания вдовы певца Веры Белоусовой «Скажите. Почему?». Эту книгу она выпустила в 85 лет и до премьеры сериала не дожила. Консультантом на съемках была ее подруга Ольга Петухова.
В большинстве источников указывается, что Петр Лещенко появился на свет в 1898 г. в селе Исаево Херсонской губернии. Точно известно, что с 11 лет он с семьей жил в Кишиневе, где учился в церковно-приходском училище и пел в архиерейском хоре. После Первой мировой войны Бессарабия стала частью Румынии, и они превратились в румынских подданных. В начале 1920-х гг. Лещенко окончил балетную школу в Париже, где познакомился с танцовщицей из Риги Жени (Зинаидой) Закитт, которая стала его женой. Вместе они начали петь и выступать в дуэте. В 1930-х гг. Петр стал ресторатором в Бухаресте, где пел с ансамблем «Трио Лещенко». В 1930-1940-х гг. он стал очень популярным шансонье, которого называли «королем романса», он гастролировал в Париже, Берлине, Лондоне, Белграде. Тиражи его пластинок были гораздо больше, чем у Шаляпина и Вертинского. В 1944 г. певец развелся и женился во второй раз на артистке Вере Белоусовой. В 1951 г. его арестовали органы госбезопасности Румынии, а спустя 3 года певец скончался в тюремной больнице. Вот, пожалуй, и все скупые факты его биографии.
Вдова певца Вера Белоусова мечтала о том, чтобы история жизни ее мужа легла в основу сценария художественного фильма, и о знаменитом артисте наконец узнали на его родине. Идея снять такую картину была у Эльдара Рязанова, но этому замыслу так и не суждено было осуществиться. Интересно то, что еще за 15 лет до того, как режиссер Владимир Котт приступил к съемкам своего сериала, Вера Белоусова заочно одобрила кандидатуру Константина Хабенского на главную роль. Однажды она увидела этого актера по телевизору, позвонила своей подруге и сказала: «В нем есть деликатность, сдержанность, и сила характера чувствуется. Вот таким был Петенька! Костя – уверенный, активный, но моментами так застенчиво улыбнется – Петя вылитый». А вот сценарист Эдуард Володарский был категорически против его утверждения на эту роль. Он говорил: «Во что я мало верю, так это в Хабенского, которого предложили на главную роль. При всем моем уважении. В нашем доперестроечном кино были лица, которые ни с кем не спутаешь. А теперь...».
Режиссер тоже сомневался в выборе актера на главную роль. Но чем больше он рассматривал фотографии Петра Лещенко, тем больше замечал сходство с Хабенским, причем не только внешнее. По его мнению, в актере была такая же интеллигентность при склонности к хулиганству, то же нерв при внешней невозмутимости: «Константин Хабенский, играющий Лещенко, сразу почувствовал сходство со своим героем. Брюнет, острый нос, огромные глаза, большие уши. Лещенко не был красавцем, но в нем было мужское обаяние. У нас очень мало актеров, которые обладают таким драматическим нервным характером, а Лещенко был таким. Он был вспыльчив, он любил, ненавидел, переживал, был очень тонким и ранимым. Тут произошло абсолютное совпадение». В результате Хабенского утвердили без кастинга, а после этого выбрали похожего на него молодого актера – Ивана Стебунова, сыгравшего Лещенко в молодые годы.
По мнению многих зрителей и критиков, оба актера блестяще справились со своими ролями. Больше всего споров вызвало решение режиссера не включать в сериал песни в исполнении самого Петра Лещенко – все они были спеты Хабенским и Стебуновым. Специально для этого они брали уроки вокала, и хотя их вокальные данные нельзя назвать выдающимися, многие оценили результат. Их оппоненты возражали: хоть песни звучат неплохо, но ведь это совсем не Лещенко! Говорили, что от его голоса дамы задыхались от восторга. При этом Петр не был профессиональным певцом, и брал не вокалом, а шармом и искренностью. Поэтому, по мнению создателей сериала, манера исполнения Хабенского была завершающим штрихом в созданном им образе и не шла против исторической правды.
Режиссер сериала придерживался этой же точки зрения: Лещенко был феноменом своего времени. Владимир Котт говорил: «Лещенко не был профессиональным вокалистом, но простота и душевность его песен трогали сердца слушателей. Это история человека, который на протяжении всего времени не изменял себе. На сломе эпох, во время революции, эмиграции, Гражданской войны, Второй мировой войны он никого не предал и остался самим собой. Это сейчас странно звучит, но его песни действительно объединяли людей разных стран и сословий. И белогвардейцы, и красноармейцы, и офицеры Советской армии, и румыны, и немцы – кто бы его ни слушал, песни доходили до сердца и заставляли сопереживать… Он абсолютный конформист, но человек, который не предает. Даже есть такая фраза у Хабенского в фильме: «Да, я не герой; да, все борются с фашизмом, а я пою свои песни. Я больше ничего делать не могу». Он не был героем, но его песни очень воздействовали на людей».
Лещенко выступал без импресарио, а в сериале фигурирует такой персонаж по фамилии Зельцер. На сцене Хабенский выглядел не совсем так, как его прототип: он заявил, что очень неловко чувствует себя в ярко расшитых рубахах в цыганском стиле, в которых выступал Лещенко, и настоял на создании классического образа в строгих костюмах. А для массовки искали настоящую одежду тех времен. Гримеры основательно поработали и над мужскими стрижками: актерам, по моде того времени, выбривали затылки, оставляя чубы, а усы по-разному завивали для офицеров и простолюдинов.
В сериале упоминаются женщины, с которыми певца действительно связывали отношения, – его жены Зинаида Закитт и Вера Белоусова. Но при этом акцент сделан на первой любви певца Кате Завьяловой. Режиссер Котт так объяснял свою трактовку: «Эту историю можно было бы назвать «Петр Лещенко и его женщины». С одной стороны, он был очень любвеобилен, с другой – все его женщины были похожи друг на друга. Он всегда искал в них прекрасную незнакомку из детства, свою первую любовь». Было ли так на самом деле – неизвестно.
Вера Белоусова в своих мемуарах ничего не говорила о связях ее и супруга с партизанским подпольем. Она вспоминает только о том, что незадолго до оккупации Одессы выступала в концертных бригадах в советских воинских частях. Петр Лещенко, по ее словам, гастролировал в оккупированной Одессе и не раз помогал знакомым евреям переправиться на безопасную для них территорию. А в сериале певец встречается с русским подпольщиком и соглашается выполнить опасное задание – провезти в оккупированную Одессу чемодан со взрывчаткой. А Вера Белоусова оказывается связной, которая должна была ее передать одесским подпольщикам. Если бы это было так на самом деле, в своих мемуарах она наверняка бы об этом упомянула.
В СССР долгое время Петра Лещенко считали белогвардейцем, отщепенцем и даже зарубежным шпионом. Ему ставилось в вину, что он принудил к переезду в Румынию советскую гражданку Белоусову, которая после брака с Лещенко стала официально считаться в СССР предательницей родины. В наше время о его личности открываются новые факты, и уже то, что благодаря этому сериалу многие зрители, не знакомые с его творчеством, открыли для себя песни Лещенко – несомненно большой плюс. Ну а доля художественного вымысла в кино всегда остается, ведь это не документальные съемки.