Пьетро Каноника: великий скульптор, известный композитор и пожизненный сенатор Итальянской республики
759
просмотров
Пьетро Каноника — гениальный итальянский художник, который в двенадцать лет поступил в Туринскую академию искусств, а к 30-ти годам приобрел всеевропейскую известность. Какое выгодное соглашение он заключил с властями Рима в 1937 году и в каких уголках Земли можно увидеть его оригинальные памятники.

Пьетро Каноника (Pietro Canonica; 1 марта 1869 — 8 июня 1959 гг.) — знаменитый итальянский скульптор конца XIX — первой половины ХХ веков, выдающийся мастер реализма. Пьетро Каноника наиболее известен созданием монументальных памятников, многочисленные шедевры его творчества в наши дни можно увидеть в разных уголках Земли: от Англии и Швейцарии до Египта, Турции и Колумбии. Биография художника насыщена интересными событиями, он прожил очень долгую жизнь и пользовался огромным авторитетом среди коллег.

Пьетро Каноника. Фотопортрет Пьетро Каноники, 1932

Пьетро Каноника был весьма разносторонней творческой личностью. Помимо изобразительного искусства он на протяжении многих лет увлекался музыкой, сочинил целый ряд опер, симфонических поэм и трагедий. Кроме того, великий итальянец значительную часть карьеры посвятил преподавательской работе, а в 1950 году за выдающиеся заслуги перед родной страной был назначен на почетную должность пожизненного сенатора.

Пьетро Каноника. Скульптура «После обета», 1898

Биография Пьетро Каноники

Пьетро Каноника появился на свет 1 марта 1869 года в небольшом городке Монкальери неподалеку от Турина. У мальчика очень рано проявились способности к рисованию и уже в двенадцатилетнем возрасте его приняли на обучение в престижную академию искусств «Альбертина». Под руководством профессора Одоардо Табакки (Odoardo Tabacchi) Пьетро быстро добился заметных успехов в учебе и стал одним из лучших студентов.

Пьетро Каноника. Памятник Донне Франке Флорио, 1905

Профессиональную карьеру скульптора Каноника начал очень рано, в пятнадцать лет он уже работал помощником мастера по изготовлению надгробных памятников, создавая статуэтки ангелов. А в 1886 году Пьетро открыл собственную студию и выполнил первые самостоятельные заказы для одной из туринских церквей. Тогда же работы молодого художника впервые были представлены публике на выставке, а одну из статуй даже приобрел итальянский король Умберто I.

Пьетро Каноника. Памятник кавалеристу в Турине, 1923

Еще во время обучения в Академии Пьетро совершил несколько познавательных поездок по стране. Он побывал во Флоренции, Венеции, Палермо и Риме, где познакомился с творчеством великих мастеров прошлых эпох. Молодой ваятель уже к 20 годам приобрел огромную популярность в Турине и обзавелся множеством постоянных заказчиков. В последующее десятилетие он создал десятки надгробий, рельефов и статуй, а также целый ряд монументальных памятников в старинной столице Пьемонта.

Пьетро Каноника. Памятник Умберто I в Стрезе, 1925

Слава о гениальном художнике быстро распространилась по всей Италии и в 1892 году его включили в состав комиссии на лучший проект памятника королю Виктору Эммануилу II. А уже на следующий год Пьетро Каноника был впервые приглашен на международную выставку в Париже, где его работы имели грандиозный успех. К началу ХХ столетия молодой скульптор приобрел громкую славу по всей Европе, после чего побывал в Англии, Германии и России по приглашению правящих монархов.

Пьетро Каноника. Памятник Мустафе Ататюрку в Измире, 1927

В 1910 году Пьетро Каноника переехал на постоянное жительство в Венецию, где ему предложили возглавить кафедру скульптуры в местной академии искусств. Двенадцать лет он обучал студентов на родине Тициана (Tiziano Vecellio) и Тинторетто (Tintoretto), после чего перебрался в Рим.

Пьетро Каноника. Памятник Бенедикту XV в базилике Святого Петра, 1928

В итальянской столице Каноника также получил назначение на должность заведующего кафедрой в академии и посвятил преподавательской деятельности в этом вузе более 40 лет своей жизни. А с середины 1920-х годов авторитетный мастер начал получать заказы из очень далеких стран на сооружение грандиозных монументальных памятников, посвященных выдающимся историческим деятелям и действующим правителям.

Пьетро Каноника. Памятник Республики в Стамбуле, 1928

В период между двумя мировыми войнами итальянский скульптор создал целый ряд выдающихся работ за пределами Родины, в том числе памятники:

  • Мустафе Ататюрку в Турции;
  • королю Фейсалу I в Ираке;
  • Симону Боливару в Колумбии;
  • Исмаилу-паше в Египте.
Пьетро Каноника. Памятник принцессе Елизавете Савойской, 1930

Каноника отличался потрясающей работоспособностью и удивительным образом успевал совмещать преподавательскую работу, сочинение произведений классической музыки и создание скульптурных шедевров. Великий мастер искусств пользовался огромным уважением властей, но никогда не интересовался политикой, он был дважды женат и не имел детей.

Пьетро Каноника. Монументальная арка артиллеристов в Турине, 1930

В 1937 году Пьетро заключил с муниципалитетом Рима необычное соглашение. В обмен на пожизненную аренду старого заброшенного особняка XVI века в районе виллы Боргезе он завещал все работы после смерти городу. Художник за свой счет сделал капитальный ремонт древнего архитектурного сооружения, обустроил в нем собственную мастерскую и прожил в этом доме остаток жизни. А сегодня в старинном здании находится мемориальный музей знаменитого скульптора.

Пьетро Каноника. Памятник королю Фейсалу I, 1934

Пьетро Каноника умер 8 июня 1959 года в возрасте 90 лет и с большими почестями был похоронен на центральном кладбище итальянской столицы.

Пьетро Каноника. Бюст Бенито Муссолини, 1938

Самые известные работы Пьетро Каноники

Знаменитый итальянец оставил потомкам огромное творческое наследие. И все же самыми известными работами Пьетро Каноники считаются:

  • Памятник кавалеристу в Турине (1923) — монумент, посвященный подвигу итальянских конных воинов в годы Первой мировой войны. Неизвестный солдат верхом на лошади с копьем в руке и винтовкой за спиной пристально всматривается вдаль.
  • Памятник Республики в Стамбуле (1928) — грандиозная многофигурная композиция, созданная автором в ознаменование пятой годовщины образования современной Турции. Художник изобразил Мустафу Ататюрка на высоком постаменте в окружении верных соратников, а также советских военных и политических деятелей.
  • Монументальная арка артиллеристов в Турине (1930) — величественное сооружение в древнеримском стиле, созданное итальянским художником. В верхней части арки размещено пушечной орудие, а с четырех сторон установлены скульптуры воинов-артиллеристов.
  • Бюст Виктора Эммануила III (1838) — парадный скульптурный портрет последнего короля Италии. Правитель предстает перед зрителем в военной форме с полным решимости и величия выражением лица.
Пьетро Каноника. Бюст Виктора Эммануила III, 1938

Пьетро Каноника был великим сыном итальянского народа, гениальным скульптором и композитором. Он создал множество прекрасных памятников и музыкальных произведений, которые по праву принадлежат к лучшим шедеврам мирового искусства.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится