О том, что она вообще существовала и была полна редчайший или даже уникальных книг, говорит всего несколько упоминаний, а история её исчезновения заставляла на протяжении столетий заниматься её поисками огромным количеством людей. Вот только если она и была, то, скорее всего, её давно уничтожили, а по одной из версий и вовсе...съели.
Согласно официальной легенде о библиотеке, она оказалась в Москве вместе с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора и будущей супругой царя Ивана III. А во время правления их сына Василия III была составлена первое описание этого уникального книжного собрания. Частично эти списки сохранилась в «Сказаниях о Максиме Греке», автор которого, известный русский учёный, привлекался государем и великим князем всея Руси Василием III для перевода отдельных книг.
Другим источником, где упоминалась Либерия (или Либерея), было сообщение Иоганна Веттерманна из Ливонии, который также занимался переводами текстов оттуда по приказу уже Ивана Грозного в 1570 году. В своё время прознали о существовании так называемого «московского» книжного собрания и в Ватикане: оттуда в 1601 году в Москву направили специальную миссию, которая, согласно приказу папы, должна была установить месторасположение библиотеки и её состояние. Вот только иезуиты не сумели собрать даже более-менее правдоподобные слухи об этом, а вскоре и вовсе были высланы из государства.
Даже сохранившийся список библиотеки поразит любого историка и литературоведа. Так, например, там упоминается «История» Тита Ливия из 142 книг, из которых до сегодняшнего дня дошло всего 35; большое количество утраченных сочинений Вергилия, Тацита, Светония, полная версия «Истории» Полибия из 40 томов - а из них современные историки имеют только восьмую часть и многое другое. Большинство из этих книг были выполнены в единственном экземпляре, что делает собрание действительно уникальным, да и к тому же очень большим, современные историки оценивают объём библиотеки приблизительно в 800 книг.
На протяжении многих лет считалось, что Либерея хранилась в одном из тайных кремлёвских подземелий, которые были построены ещё по приказу Софьи Палеолог и Ивана III. Проектировщиком этого хранилища зачастую называется архитектор Успенского собора Аристотель Фиораванти. Об этом даже существует мнение, что царь не отпустил его на родину, бросив в темницу, как раз потому, что итальянец мог раскрыть секреты тайных комнат, а значит, местонахождения книг.
Кроме того, если знание о расположении библиотеки и передавалось каждому следующему московскому правителю, то после смерти Ивана Грозного это знание, скорее всего, утратили. Тем более, что и Москва, и Кремль многократно горели либо перестраивались, соответственно, часть подземелий и ходов могли рушиться от внешнего воздействия или специально засыпаться. Справедливости ради, стоит уточнить, что под Кремлем и сегодня находят неизвестные ранее помещения под землёй, причём иногда культурный слой там уходит на глубину на добрый десяток метров.
Очень много догадок о судьбе таинственной библиотеки Ивана Грозного связано с событиями польской оккупации Москвы. Начался этот эпизод российской истории 21 сентября 1610 года, когда в город вступили поляки, желавшие посадить на престол своего малолетнего королевича Владислава. Вместе с солдатами в Москве оказались десятки, если не сотни искателей сокровищ, которые методично обыскивали город. Появилось немало мародёров, деятельность которых только приблизила случившееся в марте 1611 года восстание москвичей.
Тогда к городу подошли войска Первого ополчения, после упорных боёв с которыми поляки и другие иностранные интервенты подожгли Москву, а сами закрылись в Кремле. Всего там находилось около 30 тысяч солдат и гражданских, на которых приходилось втрое больше гражданских лиц. На протяжении пяти месяцев обозы с продовольствием ещё прорывались в Кремль, а потом наступили голодные дни.
Положение было настолько страшным, что осаждённые питались животными, потом пытались вываривать кожаные ремни и сапоги, а затем дошли до массового каннибализма. Тогда же в рацион измученных осадой людей попали и пергаментные свитки, которых в достатке обнаружили в одном из подвалов, причём свидетельства выживших указывали количество этих свитков, которое приблизительно совпадает с объёмом того самого книжного приданого Софьи Палеолог. Именно отсюда и пошла одна из версий, что библиотека Ивана Грозного была как минимум частично попросту съедена.
В ноябре 1612 года польский гарнизон все-таки капитулировал и покинул Москву, оставив после себя в Кремле разруху и разорение. После этого о Либерии никто не вспоминал много лет, пока XIX столетии в архивах эстонского города Пярну, бывшего двести лет назад под Речью Посполитой, не обнаружили список книг некоей «Библиотеки великого князя Василия Иоанновича». Именно так и вспомнили о библиотеке Ивана Грозного в Европе. К слову, в самой Москве Либерию стали искать ещё в 1724 году после рассказа пономаря Осипова, ссылавшегося на свидетельства умершего дьяка, который ещё ребёнком сидел в тех самых подвалах Кремля во время польской оккупации и видел сундуки с книгами.
Тогда ничего не нашли и назвали библиотеку Ивана Грозного частично, уничтоженной, частично разграбленной поляками во время осады Кремля. Другие известные попытки раскопок происходили при правлении Александра III и Николая II. И если при первом ничего не нашли, то при втором всё-таки обнаружили неизвестные ранее подвальные помещения, в которых явно что-то хранилось, пока не было уничтожено пожаром задолго до обнаружения.
Впрочем, множество энтузиастов продолжают искать Либерию, надеясь, что до места её расположения ещё попросту не добрались. Однако, скорее всего, она всё-таки была уничтожена и растащена на трофеи во время польской интервенции 1610-1612 годов, то есть, уникальное собрание средневековых книг наиболее вероятно, было потеряно навсегда.