Почему художницу Наталью Гончарову называли «эталоном эпатажа» и «амазонкой авангарда»
1,001
просмотров
Наталья Сергеевна Гончарова (Natalia Sergeevna Goncharova) вошла в историю изобразительного искусства как художница-новатор и одна из самых знаменитых представителей лучизма. Почему ее работы обожали футуристы и долго не принимали критики?

Наталья Сергеевна Гончарова (Natalia Sergeevna Goncharova, 03 июня 1881 – 17 октября 1962 гг.) — одна из немногих женщин-художниц, признанных выдающимися мастерами авангарда. Наталья Сергеевна Гончарова писала картины, занималась графикой, иллюстрировала печатные издания. Творчество авангардистки восхищало современников своим многообразием — она прославилась как талантливый живописец, дизайнер и театральный сценограф, а ее биография стала еще одним примером печальной судьбы представителей русского культурного сообщества, в начале ХХ века навсегда оторванных от Родины.

Наталья Сергеевна Гончарова. Фотопортрет, 1912

Наталья Сергеевна Гончарова в своем творчестве стремилась к новаторству. Одна из первых в России она начала писать работы в стиле кубизма и стала пионером лучизма — принципиально нового направления в живописи. Смелый экспериментатор, Гончарова совмещала в своих творениях элементы русской иконописи, искусство евразийских народов и мотивы Древнего Востока.

Наталья Сергеевна Гончарова. Картина «Автопортрет с желтыми лилиями», 1907

Биография Натальи Сергеевны Гончаровой

Наталья Сергеевна Гончарова появилась на свет в родительском имении, которое находилось в деревне Ладыжино Тульской губернии. Дата ее рождения (3 июня 1881 года) неоднократно оспаривалась историками искусства, но происхождение художницы никогда не подвергалось сомнению. Отец Натальи архитектор-модернист Сергей Гончаров — наследник старинного дворянского рода, уходящего корнями в Петровскую эпоху. По линии деда он находился в родстве с супругой классика русской литературы Натальей Николаевной Гончаровой-Ланской. Бабушка будущей художницы всю жизнь увлекалась живописью и получила определенную известность как неплохая портретистка.

Наталья Сергеевна Гончарова. Картина «В мастерской художника», 1907–1908

Наталья росла в деревне, много времени проводила на природе и рисовала. Среднее образование она получила в женской гимназии в Москве. После окончания учебного заведения в 1898 году девушка испытывала сильное желание вернуться в родные края, но понимала, что ей нужно получить профессию. Несколько дней Наталья посещала медицинские курсы, но сразу же осознала, что это не ее призвание. Затем Гончарова стала студенткой историко-филологического отделения Московского университета. Там она выдержала всего полгода, так как педагогическая деятельность также не привлекла творческую натуру девушки.

Наталья Сергеевна Гончарова и Михаил Ларионов. Фотография, 1913

Только в середине 1900-х годов молодая женщина нашла свое призвание, поступив на скульптурное отделение Московского училища живописи, зодчества и ваяния. В этот период она встретила своего друга, единомышленника и будущего супруга — Михаила Ларионова. Художник тогда учился на втором курсе МУЖЗВ. Искусствоведы предполагают, что именно он уговорил Наталью оставить скульптуру и заняться живописью после их совместной поездки на Крымское побережье в 1903 году. На пленэре Наталья писала акварели и пастели в стиле импрессионизма, которые имели успех у коллекционеров.

Наталья Сергеевна Гончарова. Картина «Рябина. Панино, близ Вязьмы», 1907–1908

В 1904 году скульптуры Гончаровой получили серебряную награду на студенческой выставке, что не помешало ей перевестись в класс живописи Константина Коровина. На протяжении нескольких лет под руководством наставника Наталья писала пейзажи в технике пастели. Однако идеи Ларионова со временем захватили молодую художницу. Уже в 1907 году она серьезно увлеклась неопримитивизмом, что отразилось на ее творчестве. Гончарова сознательно упростила свой стиль, сделав акцент на плоскостных решениях.

Наталья Сергеевна Гончарова. Картина «Жнецы», 1911

Первая персональная выставка художницы обернулась обвинением в порнографии и разбирательствами с полицией. Вернисаж закрыли, а Наталье пришлось доказывать свою невиновность в суде. Даже после оправдательного приговора критики воспринимали ее работы скептически и называли «косолапыми и грузными». Зато в среде футуристов Гончарова стала настоящей знаменитостью и ввела в моду авангардистские рисунки на лицах и свободные рубахи. Именно тогда о ней заговорили как об «эталоне эпатажа».

С подачи Михаила Ларионова Гончарова вступила в основанное другом художественное общество «Ослиный хвост» и одна из первых примкнула к кубистам. Наталья не считала стиль новым словом в искусстве, зато ее по-настоящему увлек придуманный Ларионовым лучизм. Благодаря совмещению особых приемов цветопередачи, формы и пространства все изображения представали перед зрителями в виде отраженных от предмета лучей.

Наталья Сергеевна Гончарова. Картина «Иней», 1910–1911

В 1913 году художница участвовала сразу в нескольких выставках, где представила около восьмисот живописных, скульптурных и дизайнерских работ. Наконец, талант Гончаровой признали критики, а одну из ее картин приобрела Третьяковская галерея. Тогда же Сергей Дягилев пригласил Наталью Сергеевну принять участие в оформлении спектаклей «Русских сезонов» в Париже. Во время визита во Францию гражданские супруги устроили совместную выставку в галерее арт-дилера Поля Гийома (Paul Guillaume), восторженно принятую французской прессой.

Наталья Сергеевна Гончарова. Картина «Зима. Сбор хвороста», 1911

С началом военных действий в Европе в 1914 году пара ненадолго вернулась в Россию. За полтора года авангардистка успела выпустить серию мистических литографий о войне, поработать в Камерном театре над декорациями к пьесе Карло Гольдони (Carlo Goldoni) «Веера» и организовать персональную выставку. В 1915 году по настойчивому приглашению Дягилева Наталья вместе с гражданским супругом окончательно переехала в Париж.

Наталья Сергеевна Гончарова. Литография «Ангелы и аэропланы», 1914

Художники стали полноправными членами театрального коллектива, оформили множество спектаклей, ездили в гастроли вместе с труппой. После событий 1917 года пара осознала, что возвращаться на родину слишком опасно. В Париже они сняли небольшие апартаменты на углу улицы рю де Сен, где прожили почти полвека. С «Русским балетом» сотрудничество продолжалось вплоть до смерти основателя труппы в 1929 году. Маститые сценографы не остались без работы и оформляли декорации для других театров, в том числе для антрепризы Иды Рубинштейн.

Наталья Сергеевна Гончарова. Акварель «Костюм цыганки», 1916

Все это время Наталья Сергеевна не оставляла занятия живописью и участвовала в выставках, однако ее новые работы отражали страдания, которые переживала художница в связи с разлукой с Родиной и семейными неурядицами. Имя авангардистки постепенно теряло известность, и супруги испытывала финансовые затруднения. В период нацистской оккупации она жила в Париже, а в послевоенные годы часто оставалась в одиночестве и страдала от ревматизма. Ларионов постоянно уезжал в зарубежные командировки, чтобы выполнять частные заказы.

Наталья Сергеевна Гончарова. Картина «Испанки», 1928

Престарелые художники официально оформили свои отношения только в 1955 году. Несмотря на болезни, Наталья продолжала работать над декорациями, так как средств на жизнь катастрофически не хватало. Интерес к творчеству пары вновь пробудился в начале 1960-х. Музеи активно покупали их картины, но деньги уже не могли вернуть здоровье. Наталья Сергеевна скончалась 17 октября 1962 года на восемьдесят втором году жизни и была похоронена на кладбище «Иври Паризьен».

Самые известные работы Натальи Сергеевны Гончаровой

Художница одной из первых стала использовать в своем творчестве стили, характерные для примитивизма, кубизма и кубофутуризма. Среди самых известных картин Натальи Сергеевны Гончаровой следует отметить:

  • «Мытье холста» (1910) — первая картина художницы, купленная Третьяковской галереей. Несмотря на статичное изображение и яркие краски, в положении женских фигур хорошо передана усталость крестьянок, занятых тяжелой работой;
  • «Четыре евангелиста» (1911) — вытянутые фигуры святых выполнены в одном стиле, напоминающем раннехристианские фрески. На задумчивых ликах святых отражаются неуверенность и страх перед надвигающимися революционными событиями, которые Гончарова отождествляла с библейским Апокалипсисом;
  • «Павлин под ярким солнцем» (1911) — в своем произведении автор соединила русское декоративное искусство и древнеегипетские мотивы. Выразительный изгиб шеи птицы и яркие краски передают первобытную энергию, которую художница вкладывает в образ павлина.
  • «Желтый и зеленый лес» (1913) — входит в серию «лучистых пейзажей» художницы. Через переплетенные кроны двух деревьев вплоть до самой земли пробиваются лучи солнечного света, что вносит в картину приподнятое, напряженное и мистическое настроение.
Наталья Сергеевна Гончарова. Картина «Мытье холста», 1910
Наталья Сергеевна Гончарова. Картина «Четыре евангелиста», 1911
Наталья Сергеевна Гончарова. Картина «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)», 1911
Наталья Сергеевна Гончарова. Картина «Желтый и зеленый лес», 1913

Наталья Сергеевна Гончарова осталась в истории искусства как мастер художественных открытий и «амазонка авангарда» — так ее называли в статьях современники. Ее творчество оказало огромное влияние на современную европейскую живопись и вошло в анналы русского и французского изобразительного искусства.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится