Не имея актерского образования, она с первой же роли завоевала признание не только в СССР, но и за рубежом, получив приз в Каннах. Коллеги ее побаивались, режиссеры считали проблемной, и только самые близкие знали о том, что скрывается под маской резкой, категоричной и непримиримой железной леди.
Она хотела стать учительницей, получила образование журналистки, а работала актрисой. В ее судьбе таких парадоксов было немало, вот только вряд ли их можно было списать на волю слепого случая. Когда Ия приехала в столицу из Воронежской области, прием документов на филологический факультет уже завершился, а на журфак еще принимали, и она поступила туда. Но постановки в студенческом театре МГУ ее увлекали больше, чем учеба.
Посыл в зрительный зал
Спектакли со студентами ставил режиссер Ролан Быков. Именно его и называют первооткрывателем актерского таланта Ии Саввиной, которой он доверил главную роль в своей постановке «Такая любовь». Свои уроки актерского мастерства Ия получала прямо на сцене, и они были своеобразными. Поначалу Саввина говорила так тихо, что ее не слышали даже в первом ряду, и Быков сказал ей: «Иечка, нужен посыл, посыл в зрительный зал».
Вот и весь урок сценической речи, но Ия усвоила его и запомнила навсегда. Она работала над собой с таким самоотречением, что это часто бывало в ущерб себе. Актриса признавалась: «Посыл этот стоит дорого при давлении девяносто на шестьдесят. Когда я уходила со сцены с Раскольниковым в «Соне Мармеладовой», было сто восемьдесят на сто двадцать. Вот чем оборачивался этот посыл».
Как дебютантка обошла Людмилу Гурченко
В этом спектакле на сцене студенческого театра Саввину увидел Алексей Баталов и порекомендовал режиссеру Иосифу Хейфицу пригласить ее на главную роль в фильме «Дама с собачкой». С первого же взгляда тот понял, что эта девушка идеально попадает в образ чеховской героини, и утвердил никому не известную актрису. Его решение многих возмутило. Людмила Гурченко, которая была в числе претенденток на эту роль, признавалась: «Лично меня искренне огорчило, что такую неприметную девушку берут на «даму».
Когда картина вышла на экраны, ее тут же назвали в СССР лучшей экранизацией произведения Чехова и отправили на Международный кинофестиваль в Каннах, где актриса-дебютантка получила титул «сенсации фестиваля» и специальную премию за лучшую женскую роль из рук самого Феллини.
Смесь гремучей змеи со степным колокольчиком
Однако самой большой наградой для Саввиной стало комплиментарное письмо от Фаины Раневской. Мало того, что они не были знакомы, так еще и слова одобрения от легендарной артистки коллеги слышали редко – только в тех случаях, когда это было действительно заслуженно. В том же 1960 г. Саввина стала актрисой Театра им. Моссовета, где выступала Фаина Раневская, и они вместе с Верой Марецкой сразу же приняли дебютантку без образования в свой круг, помогали в профессии, давали советы.
После этого актрисы подружились. Обе были остры на язык, обе обладали очень сильными характерами, но при этом были ранимыми и чувствительными. Раневская называла Саввину «смесью гремучей змеи со степным колокольчиком», а еще – «большой актрисой большого дарования». Однажды Фаина подарила подруге картину с подписью «Талантливой Саввиной от такой же Раневской». Даже день памяти у них теперь один на двоих: Ия ушла из жизни 27 августа, в день рождения Фаины.
Как актриса подложила поросенка Белле Ахмадулиной
Наверное, многим зрителям известно, что Ия Саввина озвучила Пятачка в мультфильме о Винни-Пухе. Но немногие знают о том, что она специально спародировала манеру речи знаменитой поэтессы Беллы Ахмадулиной – та читала свои стихи нараспев, и когда Пятачок говорил ее хрустальным голосом, все покатывались со смеху. Тем более при монтаже запись ускорили, а тон повысили. Интересно то, что Ахмадулина не только не обиделась, но даже позвонила актрисе и сказала: «Спасибо, что вы подложили мне не свинью, а прелестного поросенка!»
Неудобная и непревзойденная
Андрей Кончаловский снял Ию Саввину в своих фильмах «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» и «Романс о влюбленных». Режиссер говорил, что в ней было редкое сочетание внешней хрупкости и твердого характера, неприметной внешности «серой моли» и огненного темперамента. К своей героине Асе Клячиной актриса всегда относилась трепетно, как к живому человеку, и говорила о ней: «Сейчас все вокруг привыкли всё время всё требовать от окружающих, от жизни, от Бога… Ася Клячина ничего для себя никогда не требует, она из тех, кто отдает. И я пыталась у нее этому учиться».
Режиссеры считали ее «неудобной актрисой», ведь она была очень щепетильна в выборе ролей, за словом в карман не лезла, не заискивала с мэтрами, часто была резкой, язвительной и прямолинейной. Но при этом Саввина была профессионалом самого высокого уровня, требовательность проявляла в первую очередь к самой себе и никогда не забывала добра, которое для нее делали. Коллеги говорили о ней: «невыносимая, но любимая», «неудобная актриса, с которой безумно интересно».
Ия Саввина с легкостью перевоплощалась из чеховской «дамы» в деревенскую Асю, из Долли Облонской в «Анне Карениной» в расчетливую чиновницу в «Гараже». Эльдар Рязанов признавался, что работа с Саввиной была сплошным удовольствием, и никто, кроме нее, не мог так точно и филигранно создать образ «серого кардинала» – зампредседателя гаражного кооператива Лидии Аникеевой.
А сама Саввина видела в своих героинях много общего: «Я всегда мечтала сыграть женщину, противостоящую обстоятельствам. Такова моя крестьянка Ася, такова и княгиня Долли – идеал толстовской женщины. Они дороги мне как прообразы, и я в долгу перед ними как актриса».
Солнечный сын
Только люди из близкого окружения актрисы знали, что она попросту не имела права быть слабой, и только сила духа позволяла ей не опускать руки. Еще в 19 лет Ия вышла замуж за аспиранта МГУ, а через 2 года узнала о том, что ждет ребенка. Несмотря на то, что это могло помешать ее начинающейся актерской карьере, она решила стать матерью. Сын Сергей родился с синдромом Дауна. Врачи предупреждали, что он может не дожить и до 16 лет, и предлагали оставить его в детском доме. Саввина наотрез отказалась и забрала его домой.
Позже актрисе предлагали отдать сына в специализированный подмосковный интернат, но она стала одной из первых знаменитостей, кто открыто заявил о том, что особенного ребенка можно растить в обычной семье. Она никогда не скрывала того, что у нее – солнечный сын, хотя и не спекулировала этой темой. Ия приложила все усилия для того, чтобы у сына были все возможности для разностороннего развития, она приглашала на дом преподавателей, и Сергей смог окончить университет и устроиться работать переводчиком.