Лика Нифонтова (в девичестве – Лиана Симкович) выросла в театральной семье: ее отец был актером, а мать работала в литературной части театра. В детстве она кочевала вместе с родителями по всей стране, ведь они часто переходили из театра в театр в разных городах. Конечно, все ее самые ранние воспоминания были связаны со сценой и жизнью за кулисами. Сама она впервые приняла участие в спектакле еще в 3 года, а к моменту окончания школы уже твердо решила тоже стать актрисой.
Лика поступила в Щукинское училище, а после завершения учебы Константин Райкин пригласил ее в труппу театра «Сатирикон», где она выступает и по сей день, став одной из ведущих артисток. Райкин называл ее «актрисой очень широкого диапазона, обладающую ярким драматическим дарованием».
Еще во время учебы актриса дебютировала в кино в небольшом эпизоде, но после этого не снималась на протяжении 10 лет. Она всегда считала себя, в первую очередь, театральной актрисой и, возможно, появлялась бы на экранах еще реже, если бы не встреча с будущим мужем – актером и режиссером Сергеем Урсуляком.
Разрушенные семьи
Когда они встретились в «Сатириконе», оба не были свободны. Сергей Урсуляк был женат на актрисе Галине Надирли и растил с ней дочь Александру. Лика еще в студенческие годы вышла замуж за актера Юрия Нифонтова и прожила с ним 3 года. Под его фамилией ее и узнали театральные зрители, и актриса решила ее не менять. Урсуляк тогда тоже был актером и еще не начал свою режиссерскую карьеру.
Решение соединить судьбы далось им непросто, ведь для этого пришлось разрушить две семьи. Но с тех пор они остаются вместе уже больше 35 лет и оба не сомневаются в том, что этот выбор не был случайным. Их брак выдержал испытание на прочность. Первое время им приходилось скитаться по чужим углам, пока при помощи Райкина не получили комнату в коммуналке.
Нифонтова видела, что в рамках актерской профессии мужу тесно, и поддержала мужа в тот сложный период, когда он принял решение оставить сцену и осуществить свою мечту – снимать кино. Добытчиком в семье в тот период была жена. В 1993 г. Урсуляк окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров и снял свой первый фильм, «Русский регтайм», где Лика сыграла одну из ролей. С тех пор она появлялась на экранах только в фильмах своего мужа и практически не делала исключений для других режиссеров.
Блестящий дуэт с Владимиром Машковым
Она стала не только его женой, но и музой. Их творческий тандем оказался очень плодотворным. Урсуляк редко предлагал ей главные роли, но снял во многих своих фильмах: «Летние люди», «Сочинение ко Дню Победы», «Неудача Пуаро», «Ликвидация», «Исаев», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон», «Одесский пароход». Но при этом режиссер не снимал жену, если не видел для нее роли в сценарии. Например, в «Тихом Доне» роли для нее не нашлось, и она появилась в крохотном эпизоде только потому, что утвержденная актриса заболела.
Актриса никогда не требовала для себя главных ролей и не перечила мужу, если он представлял ее совсем не в тех образах, о которых мечтала она сама. Так, в сценарии «Ликвидации» ей приглянулась роль Иды – подруги Чекана. В театре Нифонтовой часто доставались характерные роли. А образ положительной героини, возлюбленной Гоцмана Норы, поначалу казался ей скучным и блеклым, построенным на полутонах. Но муж заявил, что к Иде Лика не имеет никакого отношения. И оказался прав. Именно эта роль принесла ей славу и признание.
При этом актриса признавалась, что работать с мужем было непросто: «Мне гораздо спокойнее с другими. В работе с Сережей постоянно кажется, что надо сделать все быстрее, чтобы он не тратил на меня много времени… Когда работаю с Сережей, кажется, что я постоянно недотягиваю. На съемках «Ликвидации» коллеги даже смеялись над мужем из-за его предвзятого ко мне отношения. А Володя Машков не раз заступался за меня: «Сережа, почему ты не даешь ей собраться с мыслями и требуешь сиюминутных результатов?».
От работы с Машковым у актрисы остались самые теплые воспоминания. Ей не раз задавали вопросы о том, как ее муж реагировал на их совместные сцены, ведь по сюжету они были парой. Но поводов для ревности у режиссера не было. Актеры показали себя как профессионалы высокого класса, да и любовь на экранах выглядела очень целомудренной.
Актриса рассказывала: «Мы старались передать дух послевоенного времени, когда и люди, и отношения были совсем другими… Чтобы снять любовь, необязательно показывать откровенные сцены, порой достаточно одного движения рук, поворота головы, взгляда… Главное, создать предчувствие того, что близость возможна. В этом отношении Володя просто чудо. Несмотря на бешеную популярность, он лишен звездных закидонов. Благодаря ему на съемочной площадке всегда весело. Но как только он входит в кадр, тут же становится серьезным».
Гармоничный союз равных
В их семье никогда не возникало споров о том, «кто в доме хозяин». Никакого разделения обязанностей у них не было. Воспитанием дочери Даши, которая тоже стала актрисой, занимались оба в равной степени, домашним хозяйством – тоже. Если Нифонтова была занята репетициями и спектаклями, все заботы брал на себя муж, когда же он приступал к съемкам, все ложилось на ее плечи.
Тем не менее Нифонтова признается: «В моей профессии все крутится вокруг него, и, если поступает предложение, которое может вырвать из семьи надолго, я, как правило, отказываюсь. Семья для меня – самое главное… Нужно, чтобы люди относились к своей семье как к коллективному творчеству. Чтобы не было главных и второстепенных ролей, чтобы все, в общем, были равны вне зависимости от того, чем на сегодняшний день они занимаются – домом, профессией».
Именно по этой причине актриса часто не принимала предложения других режиссеров – она не хотела надолго расставаться с мужем и оставлять его без своей помощи и поддержки. А секретом долговечности их брака Лика Нифонтова считает взаимный интерес друг к другу, уважение, умение уступать и терпение.
Многие уверены в том, что у персонажа Владимира Машкова был реальный прототип: Давид Гоцман в жизни и на экране.