Верность профессии
Элина Быстрицкая всегда вела такой образ жизни, чтобы ей самой не было за себя стыдно. Кажется, она и дома выглядела так, что можно было без подготовки проводить фотосессию или снимать интервью. Образцовый порядок в квартире и безупречный внешний вид – это была особенность актрисы. Она считала себя не вправе выглядеть плохо и учила тому же своих студенток из ГИТИСа, у которых была преподавателем актёрского мастерства.
Правда, далеко не со всеми учениками у неё складывались по-настоящему тёплые взаимоотношения. Доверие Элины Быстрицкой нужно было заслужить, а уж в свой дом она приглашала только тех, кто сумел порадовать актрису творческими успехами. Ей хотелось передать студентам не только собственный опыт, но и своё отношение к профессии, внимание к мелочам и деталям, из которых рождается образ.
На своих занятиях актриса не просто смотрела на этюды студентов, она отыгрывала каждую сцену. Кроме того, все её воспитанники знали, что Элина Авраамовна гримировалась только сама, парики и костюмы для ролей готовились с её непосредственным участием, а часто и по эскизам актрисы.
Но самым удивительным было то, как она, известная актриса, трогательно заботилась о своих студентах. Во время сессии репетиции заканчивались очень поздно, и Быстрицкая приносила с собой нарезанные хлеб, сыр и колбасу, чтобы накормить учеников. И даже поле того, как они получали дипломы, если выпускникам Быстрицкой требовалась помощь, они обращались к актрисе, и она совершенно бескорыстно им помогала.
Она была принципиальна и прямолинейна, в интригах участия не принимала, но всегда до конца отстаивала собственную позицию.
«Неоконченная повесть»
Конфликт Элины Быстрицкой и Сергея Бондарчука произошёл ещё в 1951 году, когда они встретились на съёмочной площадке фильма «Тарас Шевченко». Сергей Фёдорович играл главную роль, а Элина Быстрицкая снималась в массовке.
Однажды в перерыве Сергей Бондарчук и Элина Быстрицкая встретились и крупно повздорили. Некоторые утверждают, будто актёр проявил внимание к симпатичной студентке, но Быстрицкой это не понравилось, по другим сведениям, Сергей Бондарчук сказал в адрес начинающей актрисы что-то грубое и даже слегка толкнул её. Даже в юности будущая звезда экрана умела постоять за себя и обиды не прощала. Она дала довольно жёсткий отпор Бондарчуку, и с тех пор они даже не смотрели в сторону друг друга, делая вид, что незнакомы.
Спустя четыре года они пересеклись на съёмочной площадке фильма «Неоконченная повесть». Пронзительная и трогательная история парализованного конструктора и участкового врача, которых играли актёры в фильме Фридриха Эрмлера, до сих пор волнует души зрителей.
Но за кадром «Неоконченной повести» между Бондарчуком и Быстрицкой шли чуть ли не боевые действия. Сергей Фёдорович грубил своей экранной возлюбленной, Быстрицкая же и вовсе отказывалась работать с ним. Режиссёру фильма пришлось принять радикальные меры и развести актёров во времени и пространстве. Крупные планы с их участием снимались по-отдельности, а после монтировались вместе. Стоило же им сойтись в общих сценах, как тут же актёры начинали метать друг в друга громы и молнии. Тем не менее, фильм снять удалось, благодаря профессиональному мастерству не только актёров, но и всей съёмочной группы.
«Русский сувенир»
В 1960 году на экраны вышел фильм Григория Александрова «Русский сувенир», конечно, с Любовью Орловой в главной роли. Режиссёр пригласил Элину Быстрицкую на роль итальянской графини-шпионки Пандоры Монтези. Выбор супруга крайне не понравился главной звезде советского кино, тем более, что играла она девушку-инженера, которая была по возрасту значительно моложе актрисы.
Естественно, в сценах с Быстрицкой, как вполне справедливо считала сама Орлова, будет слишком заметен её собственный возраст. Но Григорий Александров всё же утвердил кандидатуру Быстрицкой и выпустил фильм, правда, для этого ему пришлось снимать актрис по отдельности, а после монтировать их в один кадр. «Русский сувенир» показывали крайне мало, так как его признали очень уж пропагандистским и надуманным.
Любовь к жизни
Элина Быстрицкая была удивительным человеком. Она умела любить до самозабвения, но никогда не прощала пренебрежения к себе и предательства. Она была в течение 27 лет счастлива со своим супругом, но безжалостно порвала с ним, едва узнав о неверности.
Элина Быстрицкая любила путешествия и мастерски играла в бильярд, знала множество боксёров и следила за всеми важными соревнования в этом виде спорте. Казалось, только возраст помешал актрисе попробовать самой выйти на ринг. Немаловажную роль сыграла Элина Быстрицкая в развитии художественной гимнастки: была президентом Федерации, сама ходатайствовала перед высокими чиновниками о спортсменках, призывала обратить внимание и оказать всяческую поддержку этому виду спорта.
А в 80 лет она неожиданно запела. Нет, она пела и до этого, но для себя и своих друзей, а уже в зрелом возрасте, когда ушла из театра, подготовила концертную программу, с которой много выступала.
Вот уже почти год Элины Быстрицкой нет с нами. Но остались фильмы с её участием, память о талантливой актрисе и человеке несгибаемой воли.