Вячеслав Назарук родился в 1941 году и с трехлетного возраста удивлял всех своим интересом в рисованию. Он – из тех, кто выбирает профессию еще в детстве и навсегда. За его плечами - художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина и Курсы по подготовке художников-постановщиков Центрального Телевидения при Госкомитете по ТВ и радиовещанию. В студенческие годы много путешествовал по России. Свой творческий путь Вячеслав Михайлович начал в качестве художника-постановщика на Мультелефильм, но спектр его художественных интересов всегда выходил за пределы мультипликации.
Одним из увлечений – или призваний – Назарука стала российская история и литература. Работая над иллюстрациями для произведений русских авторов и сюжетами русской истории, Вячеслав Назарук стал настоящим экспертом в области древнерусской культуры. Он старается детально воссоздавать быт, костюм, оружие и элементы архитектуры, учитывая все детали, исторические особенности строительства и многое, многое другое. Достоверность – главный его творческий принцип, когда дело касается исторических образов. Вячеслав Михайлович не хранит секретов творчества под замком – он множество раз читал лекции о русском фольклоре и сказочных персонажах, написал несколько научно-методических и обучающих книг об анимации, композиции и создании исторических картин. Назарук проводил лекции в США и консультировал сотрудников студии Disney.
Кроме того, он работает на стыке областей искусства, используя знания об анимации для работы над сюжетами боев, поединков, охоты. У Назарука по-настоящему научный подход к созданию иллюстраций: даже его фирменные орнаментальные рамки вовсе не плод фантазии художника. Для работы над декоративными элементами Назарук обращался к этнографическим материалам по культуре традиционных народов России, некоторые детали заимствовал у кельтов, рассматривал ритуальное шаманское облачение, часами просиживал над фотографиями петроглифов и орнаментов из летописных книг.
Для своих исторических картин Вячеслав Михайлович организует поездки на места событий, подключает в качестве консультантов археологов, историков, специалистов по лошадям для батальных сцен с конными воинами… Такое отношение к работе, конечно, невероятно удлиняет процесс: например, для картины о битве на Куликовом поле он собирал четырнадцать лет, а над иллюстрациями к сказкам Пушкина (издание к двухсот двадцатому дню рождения поэта) трудился четыре года. Зато издание получилось уникальным, единственным в своем роде, ведь включает не пять, как это обычно бывает, а семь сказочных произведений Александра Сергеевича с великолепными иллюстрациями – помимо широко известных, в сборник вошли «Сказка о медведихе» и «Жених». Перед художником стоял непростой выбор: наряду с иллюстрациями к сказкам ему предложили заниматься росписями в Храме Христа Спасителя. Но он ни секунды не раздумывал, выбрав то, к чему всегда лежала душа – к тому же он давно мечтал проиллюстрировать сказки великого русского поэта, передать в рисунке и колорите особую музыку его стихов.
В творческом багаже Вячеслава Назарука и иллюстрации к четырем сказам Бажова из цикла о Хозяйке Медной горы. Работая над ними в течение трех лет, он практически получил образование геолога – буквально поселился в московском Музее геологии. Он по многу часов рассматривал и зарисовывал камни, чтобы найти максимально точный и при этом выразительный способ изображения текстуры натурального камня.
Как в литературном языке Бажова народное перемежается с авторским, так и художник желал отобразить реальный камень в особой авторской манере, ведь рисунок должен отражать «звучание» текста, существовать в тесной связи со стилитическими особенностями литературного произведения. Так появились акварельные «каменные» мозаики, придающие иллюстрациям глубину и таинственность. Вячеслав Михайлович считает, что художник – это, в первую очередь, исследователь, и его задача не только рисовать, но и изучать, а главное – глубоко знать историю родной страны. Назарук в интервью часто указывает на свой интерес к языческим культурам народов России.
Несмотря на щепетильное отношение к деталям и любовь к исследовательской части творчества, Назарук считает, что его ведет озарение, нечто свыше – сами собой попадаются нужные книги, необходимые сведения, возникают, приходя из глубин памяти, самые точные и верные образы. Это дар – обнаруживать нужное без усилия, творить спонтанно – перешел и к его дочери Алине, композитору.
За свою долгую творческую жизнь Вячеслав Назарук проиллюстрировал более ста литературных произведений, создал множество крупноформатных исторических полотен, скульптур. Но большинство россиян любят его – даже не зная имени! – за его огромный вклад в развитие советской мультипликации. Да-да, именно Вячеслав Михайлович Назарук – тот человек, который создал кота Леопольда и его зловредных врагов-мышат, очаровательного крошку Енота и его друзей, Мамонтенка в поисках мамы и множество других мультипликационных образов, хорошо знакомых каждому из нас с детства. Назарук как художник-мультипликатор работал более чем с четырьмя десятками мультфильмов. Оставил он мультипликацию в конце семидесятых после разговора с другим известным мультипликатором – Юрием Норштейном, подсказавшим, что Назаруку с его тяготением к масштабности стало тесно внутри профессии.
Вячеслав Михайлович с 1979 года – член союза художников России, является членом Союза кинематографистов СССР и лауреатом Государственной премии СССР. Но главное – его труды известны людям всех возрастов и горячо ими любимы.