Он прославился не только в СССР, но и за рубежом еще подростком, снявшись в фильмах Андрея Кончаловского и Андрея Тарковского, и запомнился миллионам зрителей по ролям в фильмах «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Мастер и Маргарита», «Военно-полевой роман». Но уже больше 10 лет он не снимается в кино и занимается делом, которое считает главным проектом в своей жизни. А самым большим счастьем для него стало то, что его помощником в этом стала женщина, которую он называет своей судьбой.
Как подросток покорил киномир
Николай Бурляев вырос в семье инженеров-экономистов, но его бабушка и дедушка по отцовской линии были актерами передвижных театров. Отец жалел о том, что не пошел по их стопам, но Николай воплотил его мечты и продолжил актерскую династию. Правда, в детстве он и думать не смел о сцене, ведь сильно заикался после того, как его испугал соседский мальчишка. Его судьбу решил случай: когда ему было 13, однажды на улице к нему подошел молодой человек, представившийся студентом режиссерского факультета ВГИКа, и предложил сняться в его дипломной работе. Николай попросил показать ему документы и прочитал в студенческом билете его имя и фамилию: Андрей Михалков. Он словно не замечал того, что мальчик заикается, на съемочной площадке был очень терпеливым и внимательным и преподал ему первые уроки актерского мастерства. Михалков-Кончаловский помог Бурляеву поверить в свои способности и стал его крестным отцом в кинематографе.
Когда Андрей Тарковский искал подростка для главной роли в своем фильме «Иваново детство», Кончаловский порекомендовал ему обратить внимание на 16-летнего Николая Бурляева. Обе работы – и дебютная короткометражка Кончаловского, и полнометражный фильм Тарковского – получили признание и в СССР, и за рубежом: «Мальчик и голубь» был удостоен «Бронзового льва св. Марка» на Международном кинофестивале в Венеции, а «Иваново детство» – «Золотого льва св. Марка» на том же фестивале. Спустя 4 года Бурляев снялся в еще одном киношедевре Тарковского – «Андрей Рублев». Позже актер называл этот период самой важной страницей в своей творческой биографии, ведь с масштабом творческого дарования Тарковского не мог сравниться больше ни один режиссерский талант. Этого режиссера Бурляев всю жизнь считал своим кумиром, наставником и вершителем судьбы.
Благодаря Кончаловскому Николай познакомился не только с режиссером, который превратил его в звезду мирового масштаба, но и практически со всей творческой элитой той эпохи. Он часто бывал на даче у Михалковых на Николиной Горе, подружился с Никитой Михалковым. В общей компании однажды вместе с ними была и юная Анастасия Вертинская, которая, по словам Бурляева, потрясла его своей красотой. Но за ней уже ухаживал Никита Михалков, а переходить дорогу другу Николай не хотел, и они с актрисой остались друзьями.
После школы Бурляев поступил в Щукинское училище, его приняли сразу на второй курс, где уже учились Никита Михалков и Анастасия Вертинская. Через 8 лет после завершения учебы актер поступил на режиссерский факультет ВГИКа и снял 2 короткометражных и 2 полнометражных фильма. Самой известной его режиссерской работой стал фильм «Лермонтов», где Бурляев исполнил главную роль. А одной из самых любимых своих актерских работ он считал Нетужилина в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман».
Два брака с актрисами
Когда Бурляеву было 20 лет, он увидел фильм «Кавказская пленница» и был очарован исполнительницей главной роли. Наталья Варлей тоже впервые увидела актера на экране – в фильме «Иваново детство», и тоже была покорена его талантом и обаянием. При встрече они произвели друг на друга еще большее впечатление, и Наталья Варлей стала его женой. Правда, их брак продлился совсем недолго. Актриса считала, что причиной расставания стало увлечение Бурляева коллегой, Ириной Печерниковой, но сам он этот факт отрицал.
Варлей спустя годы признавалась: «Наверное, это было настоящее первое чувство. Колю в это время в Театр Ленинского комсомола приняли, и наша жизнь пошла по разным уже колеям. У него там какие-то начались влюбленности, на меня в «Щуке» обрушилась любовь мужской половины училища… Мы расстались оттого, что еще не умели выстраивать жизнь. Бабушка и мама относились к Коле хорошо, но, наверное, хотели для меня другой партии: более солидного человека, который мог вести меня по этой жизни». Они оба были слишком молоды и не приспособлены к быту, оба спустя годы признавались, что поначалу не поняли того, что у них слишком мало общих интересов.
В его второй жене, Наталье Бондарчук, его тоже покорили красота и талант. Он влюбился в нее сначала как в актрису, для которой Тарковский был таким же центром вселенной, как и для него. Впервые увидев ее на экране, Бурляев сразу почувствовал, что это – его человек. Он рассказывал: «Почему-то вдруг в сознании определил: она будет со мной. Прошел год, и судьба соединила нас в ленте Николая Мащенко. Уже дней 20 работали, и вдруг режиссер чем-то обидел Наталью Бондарчук, и она заплакала. Я подошел к нему и сказал: «Если еще раз себе такое позволишь – убью».
В фильме «Как закалялась сталь» в итоге не снялись ни Бондарчук, ни Бурляев, но оба не жалели об этом, ведь с тех пор они не расставались. После тяжелого расставания с Тарковским Наталья обрела в лице Николая поддержку и спасение от отчаяния. А Бурляев в тот период познакомился с архимандритом Алипием из Псково-Печерской лавры, который стал его первым духовником и помог найти душевное равновесие и уверенность в правильности выбранного пути. Актеры поженились и прожили вместе 17 лет, вырастив двоих детей. Но в итоге их пути все-таки разошлись.
Главный проект в жизни и судьбоносная встреча
В 1980-е гг. Николай Бурляев был одним из самых востребованных артистов и находился на пике популярности после выхода на экраны фильмов «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Военно-полевой роман», «Детство Бемби», «Лермонтов», «Юность Бемби» и др. А в 1990-х гг. начался кризис, и актер остался без ролей. В этот период он сыграл только одну крупную роль – Иешуа Га-Ноцри в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита», но зрители увидели его только спустя 17 лет. Бурляев рассказывал: «Начал анализировать: этот коллега спился, тот – пошел в дворники, другой – открыл ресторан. А я что сделаю? И буквально за 10 минут пришло, что я должен организовать фестиваль позитивного кино. Как его назвать? По-русски, чем-то непобедимым – «Золотой Витязь». Дальше девиз: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека».
Этот фестиваль Бурляев считает главным проектом в своей жизни, и благодаря ему актер встретил женщину, с которой наконец построил семью, о которой давно мечтал. Инге Шатовой на тот момент было всего 24 года, она окончила актерский факультет ГИТИСа, где ее называли одной из самых способных студенток. В 1990-е гг. ролей в кино ей не предлагали, и она пришла работать на фестиваль «Золотой Витязь». Бурляев был сражен ее молодостью и красотой, но связывать судьбу с актрисой больше не хотел. Но Инга ради него отказалась от актерской карьеры, вышла за него замуж, родила двоих детей и полностью посвятила себя заботам о семье.
В этом браке актер обрел ту гармонию, которую искал. Она стала для него не только спутницей, но и помощницей в организации кинофорума «Золотой Витязь», над которым с тех пор они работали вместе. О ней Бурляев говорит: «В ней все сошлось: истинная мать, верная жена (доверяю ей на сто процентов), православный человек – яркий, талантливый, открытый. Наш дом – это ее царство». Сегодня главное дело их жизни – Славянский форум искусств «Золотой Витязь», который Бурляев называет «единственным соборным местом, где встречаются деятели культуры планеты, заботящиеся о сохранении духовности и света». Он говорит, что актерская профессия для него отошла на второй план, и у него начался новый этап в жизни, и самое большое счастье – разделять свои интересы и ценности с семьей.
Этот проект стал знаковым не только для Николая Бурляева: Как история из жизни подсказала Петру Тодоровскому сюжет фильма «Военно-полевой роман».