Поль Деларош: непревзойденный мастер исторического жанра
854
просмотров
Поль Деларош был французским художником XIX века, представителем академического искусства, занимавшимся исторической живописью. Творчество Поля Делароша сочетает в себе натуралистическую тенденцию в изображении обстановки, костюмов с увлекательностью романтических сюжетов, идеализацией знатных особ. На картинах мастера изображены многие выдающиеся личности его времени.
Поль Деларош. Картина «Автопортрет», 1838

Биография Поля Делароша

Поль Деларош, уроженец Парижа, появился на свет 17 июля 1797 г. При рождении мальчик получил имя Ипполит (Hippolyte), однако дома ребенка все называли Полем, аналогично его именовали окружающие и во взрослой жизни. Отец Делароша превосходно разбирался в живописи, а дядя был служащим Парижской Публичной библиотеки, консерватором кабинета гравюр. Поэтому будущий художник с юных лет имел возможность приобщиться к прекрасному.

Поль Деларош изначально увлекся пейзажной живописью, изображать природу он обучался у Луи Вателе (Louis Étienne Watelet). Позднее его интересы сместились в сторону исторического жанра, а новым наставником стал Констан Деборд (Constant Joseph Desbordes). Затем несколько лет юноша работал под руководством известного живописца Антуана-Жана Гро (Antoine-Jean Gros).

Свою первую работу в историческом жанре «Иосавефа спасает Иoaca» Поль Деларош представил в парижском Салоне 1822 г. Произведение, в котором уже чувствовался талант художника, произвело сильное впечатление на зрителей и критиков. Позднее живописец увлекся романтической школой, а сюжеты его картин стали более драматичными.

Поль Деларош. Картина «Умирающий кардинал Мазарини», 1830

Произведения Делароша обретали известность, выпускались в литографиях и гравюрах. Мастер был прекрасным портретистом, получал заказы от многих знаменитых современников.

Поль Деларош. Картина «Шарль де Ремюза», 1845

В 1833 г. популярный живописец был назначен профессором Парижского училища изящных искусств. Вскоре он уехал в Италию, там он вступил в брак с дочерью французского художника и дипломата Ораса Верне (Emile Jean Horace Vernet). Спустя три года мастер вернулся Париж, где в Салоне 1837 г. представил свои новые работы. Они снова вызвали живой отклик публики и одобрение критиков.

Поль Деларош. Картина «Лорд Стаффорт, идущий на казнь», 1834

В период с 1837 по 1841 годы Поль Деларош трудился над масштабной стенной росписью длиной в пятнадцать метров под названием «Полукружия». Это была трибуна, украсившая актовый зал в училище изящных искусств. Монументальное произведение изобразило 75 величайших художников прошлого с древних времен до XVII века.

Поль Деларош. Стенная роспись «Полукружия». Фрагмент, 1837-1841

В 1840-е годы живописец писал картины на религиозные темы. Вторично съездив в Италию в 1844 г., он воссоздал в своих произведениях бытовые сцены, характерные для этой страны. После смерти супруги в 1845 г. Поль Деларош перешел к трагическим сюжетам.

Поль Деларош. Картина «Наполеон в Фонтенебло», 1846

Скончался художник в Париже 4 ноября 1856 года.

Самые известные картины Поля Делароша

Картины Поля Делароша отличаются точностью в передаче мельчайших деталей. Среди выдающихся работ мастера можно выделить следующие:

  • «Портрет Генриетты Зонтаг» (1831) — живописец изображает известную оперную певицу, свою современницу. Молодая женщина с красивым одухотворенным лицом смотрит словно сквозь зрителя. Губы ее чуть тронуты мечтательной улыбкой, а глаза печальны.
  • «Казнь Джейн Грей» (1833) — сюжет картины основан на реальных событиях, воссоздает скорбную атмосферу. Ради усиления драматизма художник намеренно отступил от исторических обстоятельств: некоронованная королева Англии облачена в белые одежды, находится не во внутреннем дворе Тауэра, а в мрачном подземелье.
  • «Портрет Петра I» (1833) — одно из самых известных изображений великого русского императора, которое часто используется при иллюстрации исторических книг и статей.
  • «Переход Бонапарта через Альпы» (1848-1850) — сюжет произведения вдохновлен серией работ Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David). Но если у Давида Наполеон в той же обстановке выглядит уверенным в себе героем, одетым с иголочки, то у Поля Делароша все гораздо реалистичнее. Император усталый, печальный, страдает от холода.
  • «Христианская мученица времен Диоклетиана в Тибре» (1853) — картина демонстрирует эпизод эпохи раннего христианства, времен гонений на верующих. Брошенная в воду мученица со связанными руками прекрасна, ее лицо излучает божественный свет.
Поль Деларош. Картина «Портрет Генриетты Зонтаг», 1831
Поль Деларош. Картина «Казнь Джейн Грей», 1833
Поль Деларош. Картина «Портрет Петра I», 1838
Поль Деларош. Картина «Переход Бонапарта через Альпы», 1848-1850
Поль Деларош. Картина «Христианская мученица времен Диоклетиана в Тибре», 1853

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится