Полночь в Париже, Дрянная девчонка и другие кинофильмы, которые понравятся всем, кто обожает «Амели»
А ещё она отправляет в путешествие по миру садового гнома и находит радости в простых мелочах, любит надламывать чайной ложечкой корку крем-брюле и пускать «блинчики» по каналу Сен-Мартен. Актриса, воплотившая на экране удивительную героиню, – прекрасная Одри Тоту.
Фильм «Амели» уникален и для творчества самого Жёне. Свои предыдущие картины («Деликатесы», «Город потерянных детей», «Чужой: Воскрешение») он снял на более мрачную тематику. Они тоже шедевральны, но лишены лёгкости и беззаботности, которой пронизана «Амели».
Есть элементы, превратившие этот фильм в уникальное явление кинематографии: его стиль, конфетная цветовая палитра, детское изумление Тоту и её неуловимое актёрское очарование, её искания и тайны, витающий в атмосфере магический реализм и постмодернизм, а также саундтреки Яна Тьерсена. Хотя более всего причуды героини подпитаны желанием любить и быть любимой, что в свою очередь создаёт необычайно тёплое чувство.
«Амели» – это утешительно-воодушевляющее средство, рекомендованное к просмотру, когда в мире не всё в порядке. Список фильмов составлен в попытке рекомендовать нечто похожее, хотя мы-то знаем, что аналога «Амели» просто не существует.
Субмарина / Submarine (2010)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,4; IMDb – 7,3
История, изумительно сочетающая причудливую комедию и согревающую сердце драму. Уютный и яркий дебютный фильм Ричарда Айоади о 15-летнем подростке Оливере Тейте, который со всей непосредственностью делится своими сокровенными мыслями и желаниями. Он ещё не нашёл своё место во Вселенной, старается спасти брак родителей и мечтает лишиться девственности в объятиях любимой девушки Джорданы.
Есть момент – хотя и небольшой, – который позволяет обозначить сходство между «Субмариной» и «Амели». Главные герои из обеих картин представляют в фантазиях собственные похороны. Это отражает желание героев быть любимыми и их глубокую неуверенность, которую они оба проявляют по-разному. Оливер скрывает её за ложной уверенностью. Использование цветовой гаммы в этом фильме так же продумано: Оливер – в синем, а Джордана – в красном. По мере развития его чувств начинают преобладать оттенки красного.
Дрянная девчонка / Yeopgijeogin geunyeo (2001)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDb – 8,1
Повествование следует за романтическими злоключениями парня Кён-у, который после недоразумения становится бойфрендом юной леди, чья любимая фраза: «Хочешь умереть?!». Хотя эта девушка и приносит в его жизнь много стресса, для него это бегство от скучного существования.
Кён-у пассивен и кроток, а девушка берёт на себя традиционно мужскую роль и постоянно втягивает его в переделки, но картина на всём протяжении не теряет своей главной особенности – романтичности, поэтому каждая смешная ситуация отдаёт теплотой. В финале послевкусие картины в точности как после «Амели».
«Дрянная девчонка» – самая кассовая из корейских комедий. На этот фильм сняли американский и индийский ремейк, но лучше смотреть оригинал.
Шоколад / Chocolat (2000)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,8; IMDb – 7,3
Лассе Халльстрём снял этот фильм по мотивам одноимённого романа Джоанн Харрис. «Шоколад» – история о том, как в один очень ветреный день в маленький французский городок приезжает молодая женщина Виен со своей дочерью. Она арендует помещение, бывшей закусочной и открывает шоколадницу. Размеренная и строго регламентированная жизнь местного общества изменится самым разным и интересным образом. Взгляды на жизнь Виен тоже переменятся. Главные роли исполнили Жюльет Бинош и Джонни Депп. В этом фильме волшебство витает в воздухе вместе с ароматом шоколада, а в лице Виен можно увидеть выросшую Амели.
Любовное настроение / Hua yang de nian hua (2000)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,8; IMDb – 8,1
«Любовное настроение» – артхаусная мелодрама Вонга Карвая, признанная одним из самых выдающихся достижений мирового киноискусства за последние десятилетия. Лента, полностью покоряющая своей мягкостью, необыкновенной красотой и чувственностью. Действие разворачивается в колониальном Гонконге 1962 года. Чоу и Су (Тони Леунг, Мэгги Чеунг), живущие в соседних квартирах, узнают о том, что их вторые половинки завели роман. Что же им делать? Может, отомстить? Но они не такие. Это сдержанный эротизм, где желание сохраняется в полной секретности. Любовь навсегда остаётся тайной.
Значительная повествовательная часть в этом фильме возложена на негласное общение персонажей через язык тела и неявные намёки. Су так же застенчива, как Амели и жаждет той жизни, которая от неё ускользает. Яркие краски, особенно цветовая гамма платьев Су, так же важны, как и палитра в «Амели».
Милая Фрэнсис / Frances Ha (2012)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,4; IMDb – 7,4
Ной Баубах сам пишет к своим фильмам умные сценарии об умных людях, обсуждающих умные идеи. Его достойные цитирования и важничающие герои из картин «Забыть и вспомнить», «Кальмар и Кит», «Гринберг» отталкивают часть аудитории, производя холодно-циничное впечатление. Сценарий к «Милой Фрэнсис» он написал в соавторстве с исполнительницей главной роли Гретой Гервиг. Поэтому вместо депрессивного хипстера на этот раз главный персонаж – женщина.
Фрэнсис в исполнении Греты Гервиг – неуклюжая молодая особа, со щенячьим энтузиазмом пускающаяся за своими неосуществимыми фантазиями. Это дурманящее откровение, ураган кипучего юношеского духа, ода кризису четверти жизни и взрослению.
От Амели Тоту она отличается большей открытостью и слепой уверенностью в несбыточное, но это ещё одна знаковая женская роль в современном кино. В ошибках Фрэнсис зритель узнаёт свои промахи, её неудачи вызывают сочувствие, а её победы хочется праздновать. Хотя Париж, показанный в «Милой Фрэнсис» (зря она туда поехала), это противоположность города Жёне: чёрно-белый, скучный и неинтересный.
Полночь в Париже / Midnight in Paris (2011)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 7,7
Вуди Аллен, снявший этот кассовый хит, использовал элементы фантастики и магического реализма, чтобы помочь зрителям лучше понять своих персонажей. Главный герой этой комедийной мелодрамы – Гил Пендер, писатель, который отправляется со своей возлюбленной в Париж и неожиданно переносится в 1920-е годы. «Город огней» предстаёт романтичным местом, купающимся в богатых тёплых тонах. Съёмка велась на 35 мм плёнку Kodak, затем материал прошёл цифровую обработку с использованием технологии Digital Intermediate. Фильм просто шикарный. Ближе к концу он подводит зрителя к мысли, что, возможно, мечтателям иногда нужно становится реалистами, но это не означает, что они больше не могут мечтать.
Взбалмошная мечтательница Адриана в исполнении Марион Котийяр – та самая романтическая особа, которую можно сравнить с Амели. Обе французские актрисы Котийяр и Тоту устали от постоянного сопоставления, но тут ничего не поделать.
Братья Блум / The Brothers Bloom (2008)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,8; IMDb – 6,8
Авантюристы братья Стивен (Марк Руффало) и Блум (Эдриен Броуди) вместе с красивой и эксцентричной наследницей Пенелопой (Рэйчел Вайс) составляют ядро этого пронизанного сюрреализмом фильма. В криминальной комедии Райана Джонсона есть элемент из «Амели», который почти невозможно реплицировать. Он заключается в том, что структура фильма состоит из различных нитей, которые, хотя и взаимосвязаны, служат отдельными краткими историями. Одни нити длиннее и содержательнее других – самая длинная связана с загадочным человеком в фотоальбоме, окончательное раскрытие которого связывает всё. А социально неадаптированная Пенелопа могла бы стать подходящей, хотя и британской, заменой Амели.
Крупная рыба / Big Fish (2003)
Рейтинг на Кинопоиске – 8; IMDb – 8
Тим Бёртон с большим талантом привносит в свои фильмы таинственность и волшебство, что мы можем наблюдать и в «Крупной рыбе». Прагматичный Уилл не ценит истории своего отца, прослывшего большим выдумщиком. Но чем ближе смерть, тем больше старик хочет заразить сына любовью к небылицам. Сначала Уилл отделяет факты от вымысла в фантастических историях своего отца, но в итоге видит ценность в его сказках, когда понимает, что в них больше правды, чем он предполагал. Это самое яркое и красочное произведение Бёртона пронизано волшебством и сюрреализмом, что делает его таким особенным и созвучным «Амели». Обе картины не типичны для фильмографии своих режиссёров, вдруг ушедших от тени и раскрывших свои романтическую сторону.
Актриса тысячелетия / Sennen joyû (2001)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 7,9
Все работы Сатоси Кона по-своему невероятны, но «Актриса тысячелетия» стоит на порядок выше. Она менее цинична, чем «Совершенная грусть» (1998), и больше полагается на реальность, чем «Паприка» (2006). Это аниме в стиле «фильм в фильме» о том, как у пожилой актрисы-затворницы берут интервью о её карьере. В рассказе бывшей дивы сплелись воспоминания о реальных историях из жизни и о ролях, которые она играла, в совершенно разных жанрах – от самурайского кино до научной фантастики.
Через всю путаницу в её воспоминаниях проходит одно стремление, которым актриса жила всю жизнь: она стремится вернуть ключ художнику, в которого влюбилась много лет назад. В «Актрисы тысячелетия» присутствует доля собственного причудливого постмодернизма и эта фантастическая история сопоставима с «Амели».
Двойная жизнь Вероники / La Double vie de Veronique (1991)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDb – 7,9
Кшиштоф Кесьлёвский снял этот фильм после высоко оценённого «Декалога» и до знаменитого цикла фильмов «Три цвета». «Двойная жизнь Вероники» сильно отличается и от предыдущей, и от последующих работ кинорежиссёра. Она снята в более мягком и почти в позитивном русле. Возможно, падение железного занавеса на короткий период подняло строение польского режиссёра.
В этой фантастической драме две удивительно похожие молодые женщины живут в двух разных странах – Вероника в Польше, а Вероник во Франции. Роли обеих исполнила Ирен Жакоб, которую назвали лучшей актрисой на Каннском фестивале 1991 года. Режиссёр говорил, что предмет этого фильма, «царство суеверий, ворожбы, предчувствий, грёз – того, что составляет внутреннюю жизнь личности и что сложнее всего запечатлеть на плёнку». И это определение перекликается с Амели, живущей мире собственных грёз, воспоминаний и фантазий.