А ведь в 1930-1940-х гг. эта актриса была одной из самых популярных кинозвезд в СССР и обладательницей пяти Сталинских премий. Что заставило ее отказаться от дальнейшей кинокарьеры, и почему на протяжении 50 лет она так мало появлялась на публике – далее в обзоре.
Марина Ладынина родилась в многодетной крестьянской семье, ее мать была малограмотной, а у отца было всего 3 класса образования. На Марину как на старшую дочь с самого детства возлагались все домашние обязанности, а во время летних каникул она еще и работала по найму дояркой. Но мечтала девочка совсем о другом. Без нее не обходился ни один детский праздник, она играла на балалайке в оркестре народных инструментов, пела, плясала, участвовала в школьных спектаклях, выступала в самодеятельном театре и свое будущее связывала только со сценой. Ей позволяли заменять при необходимости артистов Ачинского драматического театра, и тогда она утвердилась в намерении поступить в театральный вуз.
В 1929 г. ей удалось поступить в ГИТИС с первой попытки, уже на 2-м курсе ее пригласили на стажировку во МХАТ. Ее взлет в профессии был очень стремительным и успешным: после окончания обучения ее приняли в труппу МХАТа, где она работала с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, выступала на одной сцене с Качаловым, Книппер-Чеховой, Андровской и др. Еще во время учебы Ладынина дебютировала в кино.
В первый раз актриса вышла замуж еще в институте, за своего однокурсника Ивана Любезнова. Вместе с мужем она собиралась переехать в Ростов, в новую студию режиссера Юрия Завадского. Но тут кто-то из ее коллег по театру написал донос о том, что актриса встречается со своим итальянским поклонником. Однажды на приеме она действительно познакомилась с итальянским дипломатом, который оказывал ей знаки внимания. Вот только этот роман так и остался неосуществленным. Ладынину вызвали на Лубянку и недвусмысленно предложили сотрудничество с органами госбезопасности. Она отказалась, и тогда ей пришлось забыть и об итальянце, и о МХАТе, и о переезде в Ростов. Ее муж отправился туда один, и их брак распался.
Несколько месяцев актриса оставалась без работы. И тогда ей пригодились навыки, полученные в детстве, – она нанималась готовить, стирать и заниматься уборкой. Возможно, зрители никогда бы не узнали имени Марины Ладыниной, если бы не счастливый случай. Однажды в гостях она познакомилась с режиссером Иваном Пырьевым. Эта встреча стала судьбоносной и для ее творческой, и для личной жизни. Практически сразу он заявил ей: «Все главные роли – твои. И петь, и плясать будешь! Бог с ними – и со Станиславским, и с бывшими мужьями. Отныне – только кино. Работать будем без перерыва». Ладынина стала его женой и музой, он снимал ее в главных ролях практически во всех своих фильмах, превратив в звезду №1.
Всесоюзную популярность Марине Ладыниной принесли роли в фильмах «Богатая невеста», «Трактористы», «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки». На протяжении 20 лет Ладынина оставалась одной из самых популярных и востребованных актрис в СССР. Одним из самых любимых фильмов самой актрисы была музыкальная комедия «Свинарка и пастух», о которой она говорила: «С первой сцены я почувствовала себя Глашей, а я ею и была в жизни, потому что приехала из сибирского села. Глаша была моя, из моего детства и юности. Это действительно моя самая любимая роль». И хотя критики называли этот фильм «деревенским лубком», зрители его очень полюбили. А сама Ладынина об этих картинах говорила, что они показывали жизнь не такой, какая она есть, а какой должна быть.
Многим ее коллегам казалось, что она вытащила счастливый билет – с таким влиятельным мужем-режиссером актриса могла не переживать о своем творческом будущем. На самом деле их отношения не были идиллическими и, хотя Пырьев часто снимал жену в своих фильмах, никаких поблажек ей он не делал – напротив, был с ней достаточно суров на съемочной площадке, она даже падала в обморок от переутомления. Позже Ладынина рассказывала: «Мне очень нравится афоризм, принадлежащий одному из крупных режиссеров: «Я не хотел бы снимать свою жену, так как не смог бы прощать ей недостатки и не замечал бы достоинств». Я не могу сказать, что Иван Александрович не замечал моих достоинств, иначе он просто со мной не стал бы работать. Но сниматься в его картинах мне было непросто. Тем приятнее было получить от него (через год после выхода фильма «Свинарка и пастух») телеграмму: «Сегодня смотрел «Свинарку». Оказывается, ты очень хорошо играешь». Да, на съемочной площадке Иван Александрович действительно бывал иногда громоподобен».
После выхода «Кубанских казаков» в 1950 г. Марине Ладыниной было присвоено звание народной артистки СССР. Ее популярность была просто невероятной: ей приходили мешки писем, а в начале улицы Горького висели два огромных портрета – с одной стороны улицы был портрет Сталина, а с другой – Ладыниной. Правда, сама актриса не была в полной мере довольна своей творческой судьбой: в фильмах Пырьева она играла, в основном, роли колхозниц, казавшиеся ей слишком однообразными и не позволяющими раскрыть драматический талант.
В 46 лет актриса сыграла последнюю роль в фильме Пырьева с символичным названием «Испытание верности», после чего распался и их семейный союз, и творческий тандем. Режиссер не был верен своей супруге, и его новое увлечение поставило крест на их браке. После их расставания Ладынина снялась в кино лишь однажды – в 1965 г., в фильме «Люди остаются людьми». Но эту картину отправили «на полку», и на телеэкраны она так и не вышла. А Марина Ладынина больше никогда не появлялась на экранах.
Поскольку кинокарьера актрисы завершилась одновременно с их браком с Пырьевым, долгое время ходили слухи о том, что режиссер, который одно время занимал пост директора «Мосфильма» и председателя Союза кинематографистов, попросту запретил снимать бывшую жену. Однако их с Пырьевым сын Андрей заявлял, что мать ушла из кино по собственной воле: «Мать не снималась, потому что не хотела играть старух. Ее приглашали в картины, делали пробы. Но когда она видела эти пробы, она всякий раз повторяла: «Это не я! Выгоните оператора!» А Николаю Губенко, который пригласил мать в очень хорошую картину «И жизнь, и слезы, и любовь», она так и заявила: «Чтобы я играла старуху – да никогда в жизни!».
Марина Ладынина дожила до глубокой старости, однако вторую половину ее жизни вряд ли можно было назвать счастливой. 50 лет она провела в одиночестве. Их сын после развода остался жить с отцом. Замуж актриса больше не выходила, хотя поклонники у нее были. Долгое время ее не принимали ни в один из театров, актриса была на грани отчаяния: «Говорят, что нет таких ситуаций, из которых не было бы выхода. Со временем я поняла, что есть... Мне было очень горько от всего этого. А ходить по инстанциям, просить чиновников, заводить нужные знакомства я никогда не умела». В конце концов ей удалось устроиться в Театр-студию киноактера. Кроме того, Ладынина ездила по стране с концертными программами, читая стихи известных поэтов, пела романсы.
В начале 1990-х гг. Ладынину уволили из театра. На склоне лет она рассказывала: «Сначала отлучили от театра, потом – от кино... У меня было 5 Сталинских премий! И что? Меня не снимали десятилетиями... Как-то сидела в ресторане ВТО, к моему столику подошел незнакомый мужчина и сказал: «Вы перед всеми нами, зрителями, виноваты. Почему так долго не снимаетесь?» А я ответила: «Я же без вины виноватая!».
В последние годы актриса вела очень замкнутый образ жизни, практически не покидала квартиру и признавалась сыну в том, что давно потеряла ко всему интерес и устала от жизни. Ее одолевали болезни – были проблемы с ногами, стоял кардиостимулятор, она почти не видела. Жизнь превратилась для нее в каждодневное преодоление боли. 10 марта 2003 г. Марина Ладынина скончалась от сердечной недостаточности на 95-м году жизни.