«Щелкунчик и четыре королевства», 2018 год
Режиссёры: Джо Джонстон, Лассе Хальстрём
В этой киносказке нет практически ничего от сказки нашего детства. Действие перенесено в Лондон конца девятнадцатого века. Заколдованного принца больше не существует – щелкунчик, которого мы видим в кадре, лишь один из множества солдатиков-щелкунчиков. У главной героини – сложные после потери матери отношения с семьёй. И тем не менее, чудесная и страшноватая атмосфера гофмановской повести, к которой, без сомнения, отсылает зрителя фильм, здесь сохраняется. Как и некоторые узнаваемые образы, фантастически, впрочем, преобразившиеся.
Теперь счастливым концом сказки будет не тайна, связывающая с молодым галантным кавалером, и само превращение деревянной куклы в этого кавалера, а столкновение со своим страхом и своей злостью, преодоление их и возвращение к самой себе и своим родным. Впрочем, если не углубляться в психоаналитические мотивы фильма, удовольствия получишь не меньше. Красивая картинка, захватывающие приключения и множество хороших людей – конечно же, их во всех мирах куда больше, чем плохих!
«Дневник Бриджит Джонс», 2001
Режиссёрка: Шэрон Магуайр
Часть событий фильма приходятся на Рождество и Новый Год, поэтому в США и Британии картина для многих стала «праздничной». Наши поклонники романтических историй и Колина Фёрта не отстают и каждый декабрь вносят «Дневник» в список своих праздничных вечерних просмотров. Сюжет известен, кажется, каждому. Одинокая журналистка испытывает кризис в личной и профессиональной жизни и понимает, что хочет найти, наконец, свою любовь. А когда целью жизни становится поиск того самого мужчины, жизнь не может не превратиться в фарс.
В результате Джонс оказывается одним из углов любовного треугольника, который вместе с ней составляют добродетельный зануда Марк Дарси и обаятельный шеф Дэниэл Кливер. Комедию видели, кажется, все, так что не будет спойлером рассказать, что жизнь докажет: служебные романы, особенно из неравного служебного положения, ни на что хорошее не обречены. А ещё стоит вспомнить, что именно фильм дал новую жизнь обычаю семейных рождественских свитеров. Нет, не так: нелепых семейных рождественских свитеров. Ну и, конечно, в конце все будут счастливы, а разве не этого хочется в праздничные дни?
«Президент и его внучка», 1999
Режиссёр: Тигран Кеосаян
Классический сюжет о близнецах, растущих, не зная друг о друге, в бедной и богатой семьях, перенесённый на российскую почву. Внучку президента привозят на празднике к дедушке – родители хотят съездить вдвоём в Париж и встретить Новый год в романтической обстановке. В Кремле на ёлке девочку случайно путают с дочкой бедной художницы, которая выглядит один в один как внучка президента. Девочки оказываются в чужих реальностях, совершенно не понимая, что происходит.
Дочка художницы по привычке собирает по Кремлю пустые бутылки и пользуется своим новым положением, чтобы заставить президента скупить все выставленные на продажу работы матери. Внучка президент обнаруживает, что у кого-то в двадцатом веке на завтрак ещё может быть одно яйцо с кусочком чёрного хлеба и что жизнь, кажется, не очень справедлива. Естественно, в конце концов оказывается, что они – родные сёстры... И обе – дочери этой художницы. Как так вышло – рассказывается, собственно говоря, в самом начале фильма. Девочки же возвращаются к привычной для каждой из них жизни.
Наивный и простой, казалось бы, сюжет по сценарию Елены Райской трогает многих до слёз. Фильм пересматривают очень активно, в отличие от многих других новогодних картин того же времени, таких, как криминальная комедия «Бедная Саша» или брызжущий алкоголем ситком «Операция С Новым Годом!»
«Дед Мороз – отморозок», 1982
Режиссёр: Жан-Мари Пуаре
Этот фильм снят во Франции и, что логично, его до сих пор там смотрят в зимние праздничные дни. В России у него тоже есть свои ценители. Но понравится он не каждому. В этой милой комедии, полной хороших людей, тем не менее, нашлось место случайному убийству, циничной расчленёнке, адюльтеру, шовинистическим и гомофобным шуткам и прочим шокирующим деталям.
Тем не менее, многие считают эту чёрную комедию одновременно гомерически смешной и, в конечном итоге, оптимистичной. Если вам нравится, отсмеявшись, говорить: «Господи, кошмар какой!» — то фильм определённо для вас, и безумие новогодних праздников он определённо передаёт.
«Отпуск по обмену», 2006
Режиссёрка: Нэнси Майерс
Мимо этой комедии не пройдут поклонницы Джуда Лоу и Кэмерон Диас. Две женщины решают встретить Новый Год подальше от своего дома, чтобы перебить вкус измены, о которой каждая узнала недавно. Они меняются на праздник домами – благо живут друг от друга на расстоянии десять тысяч километров, самое то, чтобы убежать от дурных новостей. Героиня Кэмерон Диас уезжает из Калифорнии в Англию, которая на Новый год, как водится, засыпана снегом, а вторая женщина, героиня Кейт Уинслет, оказывается на праздник в Калифорнии. В результате праздник у обеих определённо удаётся.
Эта лёгкая, милая и добрая комедия так впечатлила зрителей, что «праздники по обмену» стали невероятно популярны вплоть до самой пандемии коронавируса. Такой обмен домами практиковался и раньше, конечно, но после выхода картины на экраны стал именно способом провести Рождество, Новый год, Пасху или Хануку, серьёзно потеснившим популярные прежде поездки на курорт или в европейские столицы.
«Чародеи», 1982
Режиссёр: Константин Бромберг
В Советском Союзе сняли немало новогодних историй, но самой популярной через сорок лет считается именно эта. Кто знает, в чём секрет успеха? Юноши в клёшах? Девушки в хипстерских очках? Однозначно удавшиеся песни – «Ведьмина вода», «Снежинка» и прочие? Собственный альтернативный СССР от легендарных писателей – братьев Стругацких? Просто невероятный кастинг – сплошь из звёзд своего времени? Редкая для СССР атмосфера фэнтези? В любом случае, сказка эта нравится миллионам людей и входит в обязательную праздничную программу на многих телеканалах.
Знакомые с малых лет персонажи народных сказок в кино заметно преображаются. Шемаханская царица-чародейка превращается в карьеристку-начальницу НИИ, а заодно уж в ревнивую и властную – вплоть до вмешательства в чужие судьбы – фам фаталь. Иванушка-дурачок расколдует свою персональную Елену Прекрасную – то есть Алёнушку, потому что, хотя и дурак дураком, обретает волшебных помощников. А в конце все обязательно влюблены и счастливы. Ну, почти все. Сатанееву ничего не перепало. Потому что нечего лезть к молодым девушкам, да ещё на работе.
«Гремлины», 1984
Режиссёр: Джо Данте
Не всем нравятся непременно добрые сказки на Новый год или Рождество. Многим подавай пострашнее! И для многих идеальная страшная зимняя сказка – «Гремлины». Всё начинается с того, что отец главного героя дарит ему магвая – странное маленькое пушистое существо. Вместе с подарком юноша получает три волшебных запрета. Не давать магваю намокать. Не включать при нём яркий свет. И главное – никогда и ни за что не кормить его после полуночи.
Естественно, запреты оказываются нарушены, и приключения начинаются. Милейший магвай порождает целую армию агрессивных и настроенных на проказы и разрушения гремлинов. Они доходят даже до убийств. Главному герою приходится искать способ исправить тот кошмар, в который он превратил Рождество. На помощь ему приходит любовь гремлинов... веселиться толпой, в точности, как это делают люди, например, устраивать барные вечеринки и смотреть кино. Конечно же, добро побеждает. Не без помощи грандиозного взрыва и финальной драки. О, старые добрые восьмидесятые!
«Полярный экспресс», 2004
Режиссёр: Роберт Земекис
Есть немало рождественских и новогодних мультфильмов. «Полярный экспресс» отлично вписывается в ряд самых популярных и любимых. Сюжет не нов: мальчик, который не верит в Санта Клауса, попадает однажды ночью в его царство и в итоге начинает верить в чудо. Естественно, сначала он переживает множество головокружительных приключений с новыми знакомыми из Полярного экспресса – такими же детьми, как и он.
Одно из самых сильных мест мульфильма – саундтреки. Часть из них написаны специально для экранизации, часть – старые добрые рождественские песенки. Все вместе они создают в картине действительно сказочную атмосферу. Другой источник особенного сказочного духа – эпизодические персонажи. Как могут выглядеть эльфы и главный волшебник детства, все и так примерно представляют. Но как насчёт бездомного, живущего на крыше поезда, или глупых оленей, которые всё никак не хотят сходить с путей? Каждый крошечный персонаж создаёт в итоге совершенно особый мир, заставляющий сказку про волшебный поезд выделиться среди многих других праздничных зимних сказок. Трудно не ощутить себя ребёнком, сидя с чашкой какао перед экраном с «Полярным экспрессом».
«Рождество на двоих», 2019
Режиссёр: Пол Фиг
Девушке по имени Кейт (Эмилия Кларк) приходится работать в магазине в костюме рождественского эльфа, хотя праздничного духа она в себе не чувствует совершенно. В ней как будто вообще последнее время живёт только один дух – винный, потому что Кейт давно свалилась в тихий алкоголизм. Кажется, всё, что она ни сделает, обязательно выйдет ей же боком, так что Кейт порядком разочарована в своей жизни.
Внезапно она встречает буквально идеального мужчину, и из этой встречи получаются любовь и комедия. Сам фильм не кажется чем-то выдающимся. Весь шарм ему придаёт именно Эмилия Кларк в костюме эльфа. И многим знакомое ощущение безнадёжно потерянных возможностей в жизни – которые внезапно превращаются в совершенно новые повороты судьбы.
«Санта на продажу», 2010
Режиссёр: Ялмари Хеландер
Как насчёт триллера с рождественским духом? Желательно без кровавого снега в больших количествах. Финляндия, Швеция и Норвегия объединились, чтобы снять такой. В округе пропадают дети и электроприборы, оленеводы почти разорены после того, как кто-то перебил чуть не всех оленей, и дело доходит до того, что отчаявшиеся жители Лапландии обсуждают, как взорвать Санта Клауса в его погребальном кургане... Звучит как чистое безумие? Давайте по порядку.
Американцы бурят лапландские сопки и случайно обнаруживают гигантский курган, могилу, в которой, без сомнения, ждут или сокровища, или археологические объекты огромной ценности. Американцы начинают пробиваться к гробнице внутри кургана. Местный мальчик пытается всех убедить, что внутри гробницы находится Йоулупукки – финский аналог Санты. Вот только Йоулупукки – языческое божество и ничего общего со Святым Николаем не имеет. Тревожить его, пожалуй, опасно.
Тем временем, после обнаружения кургана и начала работ по поиску гробницы внутри него в округе происходят пугающие и таинственные события. Похоже, лапландцы не привыкли надеяться на помощь правительства, живущего в более тёплых краях, потому что они решают справиться с бедой своими силами. И начинают с того, что ловят одного из эльфов – да, эльфов, которые, как и положено настоящим эльфам, а не мультяшным, воруют детей. Естественно, эльфы имеют прямое отношение к Йоулупукки – вот тут создатели фильма вполне согласны с рождественскими сказками. Но связь эта, пожалуй, пугает.
Фильм однозначно понравится тем, кому понравились последние громкие скандинавские киноработы, вроде картины про вампиров «Впусти меня» или полного чёрного юмора сериала «Лиллехаммер». Суровым скандинавским духом здесь веет всё.