Но не только в этой достоверности секрет Греза – не он один брался писать семейный быт: поразительна та изысканность и чувственность, которыми наполнены образы персонажей, но наполнены так, чтобы не превратить их в абстрактных Аполлонов и Венер, безнадежно уйдя от реальности.
Знаменитый французский художник XVIII века
Жан-Батист Грез, безусловно, нашел себя в написании портретов и жанровых сцен – но некоторое время не хотел смириться со столь ограниченным кругом интересов, а потому стремился создавать полотна исторические – совершенно неудачно. Стоило же отступить от идеи запечатлеть на холсте сцену из древнеримского эпоса и вернуться к камерным, но насыщенным действиями и движением картинам о современном художнику быте – возникал этот свет, живые образы, каждая деталь говорила, намекала, задавала зрителю загадки.
Трудно, наверное, не согласиться с утверждением, что хороша та картина, от которой не хочется отходить, которую трудно перестать разглядывать и разгадывать – так вот многие из произведений Греза обладали именно таким эффектом. Художник был и великолепным портретистом: в отличие от собратьев по профессии, стремился к тому, чтобы добиться сходства изображения и оригинала, а не создать нечто отвлеченное, вроде образа Венеры или Аполлона, отдаленно напоминающих чертами лица заказчиков портретов.
Портреты и не только
Жан-Батист Грез родился в 1725 году в торговом городе Турню в Бургундии, в семье, не связанной с изобразительным искусством. Он и сам, вероятно, не стал бы художником, если бы способности мальчика вовремя не заметил известный в то время портретист Шарль Грандон. Он смог уговорить отца Жана-Батиста развивать талант сына к рисованию, и мальчик в результате отправился в Лион учиться у Грандона, а затем и в Париж – чтобы заниматься в Академии художеств.
Как и положено, частью образования художника было обращение к античности, но ни аллегории, ни произведения на исторические темы у Греза не получались. Несмотря на путешествия в Италию, предпринятые с целью обогатиться впечатлениями от древней архитектуры и полотен эпохи Возрождения, создать шедевр не вышло. Представленная в 1769 году в Академии картина «Септимий Север и Каракалла» кисти Жана-Батиста Греза публику не впечатлила. Художник вернулся к тому, что получалось у него лучше всего – портретам и образам повседневности.
От известности и признания – к забвению и нищете
То был не просто реализм, а стиль рококо – а потому герои произведений Греза отличались изяществом, молодостью, чувственностью, художник не избегал изображения обнаженной натуры, даже наоборот; при этом полотна были наполнены символами, часто не очевидными при первом взгляде на картину. Находилось место и некоторому морализаторству – отношение художника к определенным событиям в жизни персонажа угадывается довольно быстро.
У Греза было много учеников, среди них и известные в будущем художники – русский Михаил Бельский, французский – Жан Прюдомм. Были и ученицы, прежде всего дочь Анна-Женевьева Грез, которая всю жизнь прожила с отцом и очень была ему предана. Она тоже писала жанровые сцены и портреты. А работы другой ученицы, Жанны Филиберты Леду, даже продавались как картины самого Греза – к старости заработавшего большое состояние благодаря картинам.
К сожалению, неудачные вложения, расточительность жены и небрежное управление финансами привели к разорению, и последние годы Грез доживал в квартирке в Лувре, бесплатно предоставленной Конвентом, который решил таким образом поддержать прославленных писателей и художников. Творчество Жана-Батиста Греза в последние годы его жизни спросом не пользовалось: эпоха рококо завершилась, а в авангарде французской живописи был Жан-Луи Давид.
Работа этого художника по праву входит в десятку тех произведений великих мастеров, на которых запечатлены самые мрачные страницы истории.