Самый молодой и самый старый
Пьер Карден невероятно любил жизнь и умел видеть вокруг себя только хорошее. Он сам говорил о том, что в начале своей карьеры был самым молодым модельером в Париже, а в конце – стал самым старым кутюрье. И не уставал наслаждаться каждым мгновением жизни.
Он создавал костюмы для фильма Жана Кокто, служил у Кристиана Диора и уже в 28 лет открыл свой Дом моды. Его модели были необыкновенными и яркими, они привлекали внимание своей неординарностью и смелостью. А модельер даже не скрывал: ему интересна одежда «завтрашнего дня».
Тем не менее, это Пьер Карден сделал высокую моду доступной. Он первым стал продавать платья и костюмы в обыкновенном универмаге, строго следя за тем, чтобы цена на его одежду не была завышенной.
Пьер Карден и балерина
Модельера и Майю Плисецкую связывала многолетняя дружба, начавшаяся благодаря участию Екатерины Фурцевой, министра культуры СССР. Именно она познакомила балерину и модельера во время фестиваля в Авиньоне, Майя Плисецкая танцевала «Кармен-сюиту». Когда Карден впервые увидел выступление Плисецкой, то не мог поначалу поверить, что это – русская балерина. На сцене она поражала поистине испанской страстью и темпераментом. В жизни же Майя Плисецкая, к удивлению кутюрье, была довольно скромным человеком, напрочь лишённым зазнайства и не страдающим от звёздной болезни.
Во второй раз кутюрье и советская балерина увиделись в отеле, перед выступлением Плисецкой в Гранд-опера. После спектакля ей предстояло появиться на приёме, именно он и вызывал затруднения. Прима Большого театра не имела никакого представления о том, что принято надевать на подобные мероприятия. Пьер Карден вызвался помочь растерявшейся приме и сам выбрал для неё наряд. В тот вечер Майе Плисецкой не было равных.
Так началась дружба модельера и балерины, продлившаяся до последних дней Майи Плисецкой. Пьер Карден создавал платья специально для неё и был счастлив, когда она принимала их в качестве подарка. Обычно сотрудничество двух людей перерастает в дружбу, но в данном случае получилось с точностью до наоборот.
Однажды Майя Плисецкая пожаловалась кутюрье на невозможность танцевать в костюме, соответствующем эпохе романа «Анна Каренина», премьера балета по которому готовилась в Большом театре. И пошутила: вот взял бы Карден, да и создал приличные костюмы. Она даже представить себе не могла, что модельер с мировым именем согласиться создавать сценические костюмы для Большого театра.
А он вдруг загорелся идеей создать нечто невероятное. И уже через неделю после разговора пригласил балерину на первую примерку. Затем он создавал костюмы для «Чайки» и «Дамы с собачкой», правда, ни на одной афише имя французского кутюрье указано не было, оно появилось там много позже.
С любовью к России
Модельера связывала с Россией не только дружба с великой балериной. Как говорил сам Пьер Карден, знакомство с Юрием Гагариным стало для него настоящим открытием. Модельер был восхищён рассказами первого космонавта о бескрайнем космосе и покорён «как человек и как художник». Общение с Юрием Гагариным вдохновило Пьера Кардена на создание коллекции Space, которая произвела настоящий фурор и вошла в историю.
Первый визит модельера в СССР состоялся в 1963 году. Накануне поездки Пьер Карден встретился с советским послом и категорично заявил о своём нежелании иметь ничего общего с коммунистическими идеями. Тогда он и предположить не мог того, что Советский Союз покорит его с первого взгляда и навсегда.
Ну где ещё вышедшего ночью из гостиничного номера модельера подхватит на руки и водворит назад в апартаменты простая дежурная по этажу?! Впрочем, её можно понять: носила на руках Пьера Кардена она вовсе не от избытка чувств, а всего лишь потому, что модельер появился перед ней без какого-либо намёка на одежду. Он привык спать нагишом и не подумал надеть халат перед выходом из номера. Правда, он так и не узнал, о чём думала эта русская женщина, захлопывая дверь.
Пьер Карден с удовольствием давал интервью советским газетам, а однажды первая леди Франции пожаловалась ему: визит её супруга в СССР вызывает куда меньший интерес, чем приезд модельера.
Позже модельер ещё несколько раз бывал в Советском Союзе, в том числе и в качестве посла ЮНЕСКО в 1991 году в сёлах, находящихся в Чернобыльской зоне. А показ Пьера Кардена в самом сердце Советского Союза – на Красной площади в том же 1991 году стал самым настоящим событием. Даже Майя Плисецкая не могла поверить, что это действительно случилось, и по центральной площади вышагивают изящные модели в платьях от самого стильного модельера мира.
Последний визит в нашу страну Пьер Карден нанёс в 2013 году, чтобы получить орден Дружбы. Тогда в интервью он признался в своей любви к России и выразил своё восхищение храбростью русского народа.
Он всегда считал себя аполитичным человеком, но за любовь к нашей стране его стали называть «красным кутюрье». Впрочем, его с полным правом можно назвать гражданином мира. После смерти Майи Плисецкой Пьер Карден не раз говорил, что ему очень не хватает русской подруги. Теперь же всему миру будет не хватать Пьера Кардена, гения от мира моды, великого мастера и большого друга России.