Послевоенное европейское искусство — это итог творческих поисков огромного количества художников из разных стран. Все они искали пути выхода из непростой ситуации, когда в ходе страшной войны были разрушены базовые гуманистические принципы. Многие живописцы и скульпторы не могли просто забыть пережитые кошмары и вернуться к обычной жизни. Им казалось, что человечество изменилось навсегда и традиционное академическое искусство должно уступить дорогу новой культуре.
Послевоенное европейское искусство: важные события, повлиявшие на художников
Послевоенное европейское искусство охватывает большой временной промежуток с 1945 по 1968 годы. В этот период произошло множество знаковых событий в истории человечества, которые не могли остаться незамеченными для деятелей искусства. В первую очередь, это:
- Атомная бомбардировка американцами японских городов Хиросимы и Нагасаки.
- Начало «холодной войны» и формирование железного занавеса между Западной и Восточной Европой.
- Начало космической эры и острое соперничество между СССР и США в сфере полетов на околоземную орбиту.
- Значительное улучшение материального благосостояния людей и бум потребительства в начале 1960-х годов.
- Бурный рост революционных настроений в молодежной среде, многочисленные акции протеста и студенческие волнения в странах Западной Европы в конце 1960-х.
Грандиозные события, произошедшие в послевоенные годы, проявились в изобразительном искусстве возникновением различных новых стилей и течений. Все они оставили свой уникальный след в мировой культуре и оказали влияние на мировоззрение миллионов людей по всему миру.
Среди множества революционных школ и течений особо выделяются:
- абстракционизм;
- ташизм;
- информализм;
- поп-арт;
- кинетическое искусство;
- оптическое искусство;
- флюксус;
- акционизм.
О каждом из них мы расскажем ниже более подробно.
Абстракционизм
Абстрактная живопись появилась в Европе еще в начале ХХ века, а ее главным центром в 1920-30-е годы был Париж. Но приход к власти Гитлера и начало Второй мировой войны оказали огромное влияние на этот вид искусства. Нацисты жестко преследовали абстракционистов и практически объявили их вне закона. Многие немецкие художники были вынуждены эмигрировать сначала в другие страны Европы, а позже — за океан.
В результате, именно в США после войны сформировался мощный центр абстрактного искусства не только из числа иммигрантов, но и родившихся в Штатах художников.
В Западной Европе с середины 1940-х годов абстракционизм начал быстро возрождаться. Многие художники ассоциировали его со свободой и демократией. Они противопоставляли абстрактное искусство диктаторскому фашистскому режиму и находили в нем способы творческой самореализации.
Абстракционизм идеально подходил для создания шокирующих публику произведений. В них господствовала тематика ужасов войны, истребления мирного населения и страха перед новыми катаклизмами, которым грозила человечеству «холодная война».
Именно из абстракционизма впоследствии сформировалось множество других течений в западноевропейском искусстве.
Информализм
Информализм стал первым новым послевоенным течением в искусстве в Западной Европе. Он возник во Франции, в рамках Парижской школы на стыке 1945-46 годов.
Информалисты отрицали важность совершенства художественных произведений и любые установленные правила. По их мнению, художник должен передавать на картине эмоции и действовать спонтанно. Для информализма характерен отказ от изображения и людей и предметов даже в абстрактной форме — только полная свобода самовыражения и случайность жестов.
Ташизм
Ташизм развился из информализма в начале 1950-х годов. Причем далеко не все искусствоведы признают его в качестве отдельного течения в искусстве, многие специалисты считают ташизм одной из категорий информализма.
Ташисты писали картины пятнами и тоже отрицали необходимость создания реальных образов в своих произведениях. По их мнению, художник мог гораздо сильнее воздействовать на зрителя другими методами — выражением своей бессознательной активности. Трагизм и пессимизм картин — общая характерная особенность творчества последователей ташизма.
Поп-арт
Вопреки расхожему мнению, поп-арт — это не чисто американское изобретение в сфере изобразительного искусства. Примерно в одно и то же время, в начале 1950-х, поп-арт зародился и в Европе, а именно — в Великобритании. Причем английские художники, в отличие от своих коллег из США, в определенной мере сохраняли академические традиции в своих работах.
Приверженцы поп-арта негативно относились к абстрактному экспрессионизму. Напротив, они использовали в работах конкретные образы предметов потребления. В своих произведениях художники тонко иронизировали над современным обществом и распространенными стереотипами. В итоге им удалось совместить массовую культуру с изобразительным искусством и добиться значительного успеха у публики.
Кинетическое искусство
Истоки кинетического искусства можно обнаружить еще в творчестве импрессионистов. Многие великие импрессионисты пытались в своих картинах запечатлеть движение, но они были ограничены традиционными художественными формами. Многочисленные эксперименты с движущимися образами продолжались в течение всей первой половины ХХ века.
А в начале 1950-х кинетическое искусство в Западной Европе пережило период бурного подъема. В это время художники начали массово создавать движущиеся композиции — «мобили». Габаритные установки из стекла, металла и других материалов стали самостоятельными произведениями искусства, а интерес к кинетизму не ослабевает и в наши дни.
Оптическое искусство
Основоположником оптического искусства или оп-арта по праву считается Виктор Вазарели (Victor Vasarely), который в 1955 году опубликовал «Жёлтый манифест» — программу нового течения.
Оп-арт — это искусство визуальных иллюзий, основанное на особенностях восприятия человеком плоских и пространственных фигур. Художники пытались передать в своих работах иллюзорное движение с помощью всевозможных деформаций, скрытых изображений и оригинальных оптических эффектов.
Акционизм
Акционизм возник в начале 1960-х в результате поисков новых способов самовыражения путем создания динамических произведений искусства. Акционисты стремились вовлечь зрителя в акцию (действие), они бесцеремонно вторгались на публичную территорию и привлекали к себе внимание смелыми выходками.
В акционизме художник наряду со зрителем часто становится субъектом произведения — постановочного театрального действия. Но автор не желает контролировать запущенный процесс. Напротив, он предоставляет полную свободу действий всем участникам и наравне с ними участвует в обсуждении своей работы.
Флюксус
В отличие от остальных описанных в нашей статье течений флюксус является в полной мере международным, а не европейским течением в искусстве. Хотя сформировался он в США, но первое широкое признание приобрел в Европе на нескольких фестивалях в 1962 году. В Германии был представлен манифест нового движения, а одним из самых яростных последователей флюксуса стал немецкий художник Йозеф Бойс (Joseph Beuys).
Последователи флюксуса пытались соединить в единый поток все доступные способы художественного самовыражения. Они разрушали границы не только между странами и культурами, но и между искусством и жизнью. В своих работах они смешивали случайность и простоту, игру и эксперименты, музыку и поэзию, перформанс и инсталляции.
Послевоенное европейское искусство оказало огромное влияние на последующие поколения художников. В нем и сегодня находят источник вдохновения молодые авторы, а искусствоведы — интересные темы для научных работ.